Угроза 430 для жителей казанских поселков никуда не делась
Жители поселка Борисоглебское собрались накануне вечером на народный сход обсудить проблемы, которые несет им новый генплан Казани. Из-за того, что часть поселка попадает в запретную зону, под угрозой сноса оказываются свыше 100 домов. На этой земле ничего строить не собираются, она нужна на случай аварийной посадки самолетов казанского авиапредприятия. В прошлом году людям объявили, что с заводом договорились, но пресловутая зона 430 меньше не стала. На народный сход приехали представители городских властей, депутаты от партии «Единая Россия» и КПРФ, которые в один голос заявляли жителям поселка, что они «за них». «Казанский репортер» продолжает следить за страстями вокруг генплана. Суперпозиция «зоны 430» На небольшом пятачке перед церковью и магазином в поселке Борисоглебское – непривычно людно. Собралось свыше полутора сотен человек. Такое скопление народа не могло остаться незаметным для местной детворы. Подъехавшие на велосипеде ребята гадают: – Наверное поминки… – Это кто такой должен умереть, чтобы собралось столько народу?! Для жителей Борисоглебского этот сход – вопрос не столько смерти, сколько жизни. Как минимум, жизни в своих домах, многие из которых стоят здесь уже не один десяток лет. Земля и постройки оказались в зоне 430. Формально это территория размещения озеленения специального назначения, не являющегося рекреационным (в санитарно-защитных зонах производственно-коммунальных предприятий, специальных объектов и так далее). В случае с Борисоглебским, Кадышево и другими поселками под кодовым значением «зона 430» значится территория для аварийной посадки самолетов Казанского авиазавода. В Борисоглебском в нее попадают более 100 домов. Проблема, в общем-то не новая, чиновники утверждают, что границы запретных зон были прочерчены еще в 70-х годах прошлого века. Правда в нынешнем генплане Казани это не отражено, говорят из-за секретности. Тема актуализировалась и вышла на публичный уровень в прошлом году, когда мэрия представила вариант нового генплана Казани. Документ опубликовали и вынесли на обсуждение горожан. Тогда-то жители казанских поселков и обнаружили, что зеленая змея запретной зоны буквально опоясывает город и проходит по их домам. Ситуация вызвала волну недовольства: жители казанских поселков выходили на массовые митинги, доказывали свои права в ходе публичных слушаний. На них разработчики генплана обещали найти компромиссные решения, а власти говорили о договоренностях с Казанским авиазаводом. – В посёлке существует охранная зона аэродрома Борисоглебское, и 120 домов попали на территорию этой зоны 430, где не может быть жилая застройка. Мы с жителями и депутатами встретились в Госсовете РТ. Там доложили, что найдены такие документы КАПО имени Горбунова, которые позволили исключить дома из зоны 430 и дать участкам статус зоны жилой застройки. Это ещё одна победа, – говорил модератор в ходе публичных слушаний 31 мая 2018 года. Найти еще одну эту «победу» в обновленном генплане жители не смогли. После доработки документа «зона 430» стала еще больше. Эхо Москвы О своем сходе жители Борисоглебского оповестили депутатов и чиновников. И те, и другие откликнулись. Депутат Госсовета РТ Николай Рыбушкин поначалу задал весьма оптимистичный тон. – По зоне: работали, работаем и будем работать. Я хочу добиться того, чтобы вы были реальными хозяевами вашей земли, – с самого начала заявил Николай Рыбушкин. – Чем осложняется? Понимание мы везде нашли, но сейчас все документы проходят через Москву. Я не говорю, что в городе не тянут, в городе тоже затягивают. – Через какую Москву? Они что, по Борисоглебскому через Москву согласовывают? – выкрикнул мужчина из толпы. – По земле, по зонам, это только оттуда идет! – парировал Рыбушкин. – Эти все поля относятся к заводу, а завод все эти земли передал Москве, – объяснила председатель местного объединения. Заметно менее оптимистичной оказалась замглавы Управления архитектуры и градостроительства Казани Анастасия Латыпова. Она пояснила, что детально объяснила ситуацию, суть которой сводится к тому, что все решается в Москве и казанским властям приходится работать с уже предначертанным. – Генплан в этой части ничего не устанавливает. Он отображает те зоны, которые устанавливает КАПО (Казанский авиазавод – ред.), – объяснила Латыпова. – Зону КАПО разработало, сейчас оно получает заключение Роспотребнадзора и следующая стадия – сдают ее в федеральное министерство. Зону не город и не республика утверждает. Утверждать эту зону будет министерство промышленности РФ. Единственное, на что имеет право город – вас посчитать и сказать: вот вы в эту зону попали, вот такой кадастровый номер и им отправить. Каждый дом, каждый участок мы переписали, все, что стоит на кадастровом учете мы обязательно передадим в Минпром. Те дома, которые находятся в зоне запрета, оставить там не могут, должны быть предусмотрены компенсации. Три прокуратуры разбираются с этим вопросом Возникает вопрос, если границы запретной зоны определили полвека назад, как там появились дома? Ответить на этот вопрос пока толком не могут ни власти города, ни надзорные органы. Тем временем, под ограничения по строительству, по словам Латыповой попадают «две трети города». Не везде это снос, есть места, где определен предельно допустимый уровень этажности или тип использования земли. Но есть и зоны, где нахождение жилых домов вовсе запрещено. Представительница управления архитектуры и градостроительства сразу дала понять, максимум, на что могут рассчитывать люди, чью жилье оказалось в зоне для аварийной посадки – компенсация. Исполком Казани запросил у федерального правительства информацию о том, кто именно будет компенсировать людям потери. По закону это может быть либо сам минпром, либо завод. Предприятие сразу же заявило, что платить не будет, так что вся надежда теперь на министерство. Впрочем, не исключено, что будут и те, кто вообще останется без всего. – Три прокуратуры: транспортная, республиканская и городская, запросили с нас данные. Вопрос первый – откуда в зоне запрета, которая была всегда, появились эти участки. Второй – каким образом возникли там индивидуальные жилые дома. Там, где есть разрешительная документация это один вопрос, там, где по дачной амнистии – другой. Три прокуратуры разбираются с этим вопросом. И три прокуратуры выяснят – кто законный, кто незаконный, кому положено, кому не положено, – заявила представительница городского управления архитектуры и градостроительства. Скорее всего этот спор перейдет в судебную плоскость. У некоторых на руках есть разрешение на строительство, выданное самим авиазаводом. Часть активистов уверена, что эти документы и права собственности помогут им отстоять жилье в судах. Видимо, пример зеленодольских аварийщиков и жителей мергасовского дома им не особо знаком. Там людей выселяли под тем же предлогом заботы о безопасности. Антон Райхштат. Читать в источнике (Казанский репортер) →