Издалека долго: что не так с круизным туризмом в России?
Участники рынка рассказали о проблемах и надеются на помощь государства Подводя итоги прошедшего в Завидово VII Национального туристского форума «Реки России», можно сказать: у круизного туризма в нашей стране светлое будущее есть, однако наступит оно нескоро. Эксперты объяснили, с чем эта задержка связана. Порт всемогущий «За последние три года в Центральном регионе России на 11 % вырос спрос на речной туризм», – заявил в рамках своего выступления на форуме полномочный представитель президента РФ в ЦФО Игорь Щеголев. Он также добавил, что некоторые регионы показали небывалый рост. Например, в Ивановской области количество туристов, которые воспользовались водным транспортом, выросло в 10 раз. Представители отрасли также отмечают растущий интерес к круизному туризму. Однако до мировых показателей нам еще далеко. «В 2018 году услугами речных круизов в России воспользовалось около 400 тыс. человек. Для сравнения: в Европе – порядка 1,5 млн», – оперирует статистикой генеральный директор ООО «ВодоходЪ» Ришат Багаутдинов. Для того чтобы приблизиться к этим цифрам, необходимо решить ряд проблем – в первую очередь, снять инфраструктурные ограничения. Речь идет о строительстве портов и причалов. Например, ярославский Рыбинск при всем своем туристическом потенциале недополучает посетителей только из-за отсутствия речного вокзала. Поддерживают Багаутдинова и другие эксперты, добавляя к первоочередным проблемам, например, обмеление рек. И чтобы приспособить их под нужды крупного или маломерного речного транспорта, необходимы мероприятия по углублению дна и укреплению берегов. Бумажные заслоны Мешают развитию круизного туризма и бюрократические заслоны – в России водопользование зарегулировано всякого рода нормативными документами и правилами, которые зачастую противоречат друг другу. «Пробиться через них – целое испытание, с которым какая-нибудь маленькая организация вряд ли справится», – говорит заместитель директора Института градостроительного и системного проектирования Дмитрий Гриднев. Участники рынка отмечают: только имея на несколько лет вперед гарантированные судоходные и экономические условия, когда не придется отменять рейсы из-за отсутствия воды или резкого роста цен на топливо, можно разрабатывать маршруты и принимать смелые стратегические решения. «Окупаемость нового флота – больше 10 лет, у круизных судов этот показатель еще выше. Поэтому важно понимать, что в течение периода окупаемости мы будем эксплуатировать суда на понятных условиях», – заключает Ришат Багаутдинов. В связи с этим бальзамом на душу многих участников форума «Реки России» пролились слова главы Ростуризма Зарины Догузовой. Говоря о работе над Стратегией развития туризма до 2035 года, она уточнила, что центральное место в ней займет именно круизный туризм. «Думаю, его востребованность, учитывая интерес со стороны государства, вырастет в ближайшие лет пять», – предполагает генеральный директор Центра международного туризма «Легенды Сибири» Фархад Тарчоков. Цена вопроса Но вот насколько отразится такой «интерес» на стоимости круизных туров? Например, недельное путешествие по воде из Москвы в Санкт-Петербург в двухместной каюте с трехразовым питанием сейчас обходится в среднем в 55–60 тыс. руб. на человека в одну сторону – недешевое удовольствие. И, по словам генерального директора компании «Круизный Дом» Константина Пучкова, этот расклад пока останется неизменным. «Основные траты у речных круизных компаний связаны с закупкой топлива и продуктов питания. Если государство будет регулировать цены на них, только тогда можно говорить и об изменении всей ценовой политики», – заключает эксперт. А вы готовы отправиться вречной круиз? Участвуйте в опросе.