Составлены приметы потребителя-экстремиста
В России существуют целые организованные группы, которые занимаются неправомерным получением компенсации за товары с использованием лазеек и неопределенностей в законодательстве. Об этом рассказали участники соответствующей дискуссии на форуме "Права потребителей и качество обслуживания", передает корреспондент "Газеты.Ru". "Если у автомобилистов за 2018 год это 200 млн рублей (возмещения), то у продавцов бытовой техники – около миллиарда рублей… Это способ зарабатывания денег", - указала старший партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры" Владлена Варшавская. Такие группы часто используют возмещение по суду и с использованием экспертизы в определенных "лояльных" организациях. "Поэтому автоконцерны написали заявления в ФСБ", - сказала вице-президент Ассоциации компаний интернет-торговли Лия Левинбук. Среди черт потребителя-экстремиста юристы выделяют то, что чаще всего это мужчина, он пользуется любой огрешностью в договоре и тем чаще обращается за компенсацией, чем дороже покупка. Правда, сотовые операторы сталкиваются и с тем, что при покупке сим-карты с предуплаченным тарифом на месяц за 200 рублей человек возвращает карту через 2-3 дня использования. Причин такого поведения несколько, считают юристы. Среди них – низкий порог подачи заявления в суд, отсутствие пошлины, многочисленные консультанты, готовые оказывать услуги по взысканию компенсаций, недостаточная детализация свойств товаров. Для балансирования ситуации предлагается внести поправки в законодательство, предусматривающие в том числе обязательный претензионный порядок урегулирования споров по поводу потребительских свойств сложных товаров (сейчас компании сталкиваются с тем, что не знают о подаче заявлений в суд), освобождение продавца от неустойки, если он мог урегулировать спор в досудебном порядке, но к нему не обратились, а также обязанность потребителя передать товар по требованию продавца. В то же время эксперты признают, что с развитием финансовых сервисов, цифровизация и повышение уровня потребительской грамотности людей потребители стали более разборчивыми и разбирающимися в особенностях товаров.