Как создают инженерные и транспортные коммуникации для ТОР
Пункт редуцирования газа создан с резервом мощности: он удовлетворит потребности в голубом топливе более полутора десятка запущенных и создаваемых производств, а также потенциальных резидентов. Кроме того, между участками, где реализуют проекты, проложили дороги общей протяженностью свыше 16 километров, а в конце этого года на "Ракитном" завершат строительство 17 километров канализационных сетей. - Кстати, мы используем для сооружения канализации продукцию нашего резидента, наладившего выпуск полимерных труб разного назначения, - рассказала руководитель управляющей компании ТОР "Хабаровск" Ирина Серова. Подключение к электричеству - особая статья. На той же площадке "Ракитное" сдали подстанцию 220 кВ. К энергообъекту протянули десять километров линий электропередачи. Максимальная мощность подстанции составляет 52 мегаватта. 70 процентов предназначено для действующих резидентов, остальные 30 оставлены про запас для потенциальных инвесторов. Вырабатываемой электроэнергии хватит, к примеру, для работы двух крупных металлургических заводов или пяти-шести небольших производств. - Благодаря подстанции мы сможем ввести в эксплуатацию административно-производственное здание на площадке "Ракитное" и сдавать его в аренду предприятиям ТОР по льготной цене, - подчеркивает Ирина Серова. - Вообще, строительство инфраструктуры увеличило интерес к площадке: возросло число заявок от потенциальных инвесторов. В Приморье в минувшем году сдали вторую очередь подстанции 110 кВ "Садовая" в Большом Камне, обеспечивающей ресурсом несколько строящихся жилых микрорайонов для сотрудников верфи "Звезда". - В течение 2019 года на Дальнем Востоке будут введены в эксплуатацию около десяти объектов энергетики, - сообщил генеральный директор филиала "Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Востока" Виталий Сунгуров. Речь идет в том числе и об обеспечении ТОР, например, о строительстве в Хабаровском крае совгаванской ТЭЦ, а также ЛЭП 220 кВ. Последняя позволит заложить базу для развития транспортно-логистического узла в Советской Гавани и Ванино. Ввод основных объектов коммуникаций для территорий опережающего развития завершится до конца 2019 года Ввод основных объектов коммуникаций для территорий опережающего развития завершится до конца 2019 года. Причем инфраструктура создается с запасом мощностей, чтобы удовлетворить потребности новых резидентов ТОР и других потребителей. Как рассказали "РГ" в Корпорации развития Дальнего Востока (КРДВ), ключевые договоры об обеспечении инженерной и транспортной инфраструктурой подписаны еще в 2017-м. Надо сказать, что модернизация и строительство сетей и мощностей для дальневосточных ТОР стала для КРДВ серьезным испытанием. Корпорации пришлось корректировать сроки готовности объектов, решение о создании которых было принято в 2015-2016 годах. Первоначально даты ввода в эксплуатацию относились к 2016-2017-м, но ни КРДВ, ни многие региональные власти не смогли добиться соблюдения графиков, несмотря на выделенные средства. В корпорации объясняют эти задержки большим количеством заявок от новых инвесторов и необходимостью "выбора между соблюдением формальных сроков и максимально полным учетом интересов всех резидентов". Выступая в сентябре 2017 года на ВЭФ, тогдашний глава КРДВ Денис Тихонов заявил: - Чрезмерно зарегулированные сферы земельных отношений и градостроительной деятельности сдерживают развитие многих проектов, а действующие бюджетные правила не позволяют гибко и рационально финансировать создание инфраструктуры. И даже корпорации, имеющей возможность использовать административный ресурс в лице и вице-премьера - полпреда президента РФ в ДФО, и министра по развитию Дальнего Востока, непросто получить необходимые разрешения и согласования. К слову, КРДВ столкнулась с той же проблемой, которая повседневно стоит перед бизнесом: на регистрацию прав собственности на земельные участки и недвижимое имущество, на технологическое присоединение к электрическим сетям, системам тепло- и водоснабжения, на получение разрешений на строительство и территориальное планирование уходят месяцы и годы. В большей степени именно это мешает России занять более высокие позиции в международном рейтинге Всемирного банка (Doing Business), характеризующем ключевые условия ведения бизнеса и качество инвестиционного климата в 185 странах. И все же, как заверили "РГ" в Корпорации развития Дальнего Востока, дело движется. Полностью снабжены инфраструктурой резиденты ТОР "Индустриальный парк "Кангалассы", в этом году обеспечат ТОР "Надеждинская". Активно идет строительство сетей и мощностей на площадках ТОР "Комсомольск", "Хабаровск" и "Большой Камень", а также на Камчатке и Сахалине. - Мы нацелены на максимально эффективную реализацию всех заявленных проектов. Наличие инфраструктуры - одно из главных условий деятельности резидентов ТОР, поэтому мы стараемся синхронизировать все процессы с ходом реализации их проектов. Строительство объектов идет по утвержденным графикам, все контракты обеспечены банковскими гарантиями и идут через закупки. Благодаря конкурсным процедурам удается экономить бюджетные средства: на сегодняшний день это 257 миллионов рублей, - подытожил генеральный директор КРДВ Аслан Канукоев. Справка "РГ" Расходы на инфраструктуру дальневосточных ТОР из федерального бюджета превысили 16 миллиардов рублей, до 2025 года сумма увеличится до 159 миллиардов. Около 7,2 миллиарда вложили дальневосточные регионы. В тему Воспользоваться преимуществами для создания новых производств на территориях опережающего развития сможет не только крупный бизнес. Корпорации развития Дальнего Востока строит в ТОР "Комсомольск", "Хабаровск" и "Надеждинская" производственно-административные здания со всеми необходимыми коммуникациями. Арендовать здесь на льготных условиях помещения смогут представители малого и среднего предпринимательства. В КРДВ принято решение о строительстве еще одного такого здания в Якутии, в ТОР "ИП Кангалассы".