Войти в почту

«Отдавали подряды без конкурса, готовя почву для коррупции». Что ждет самарский фонд жилья и ипотеки

Переполнили чашу терпения Дмитрий Азаров обратил внимание органов власти на уровень коррупции в деятельности Самарского областного фонда жилья и ипотеки в первый же год исполнения обязанностей главы региона. «Средства фонда тратились на приобретение участков, на которых нельзя строить, заключались договоры на снос несуществующих объектов и прочее. По итогам такой работы в финансах фонда образовался кассовый разрыв в сотни миллионов рублей», – отмечал глава региона в своем послании весной 2018 года. Проведенные аудиторские проверки выявили массу нарушений в работе фонда в период руководства Реналя Мязитова. Исполнительный директор СОЖФИ стал фигурантом уголовного дела из нескольких эпизодов по злоупотреблению полномочиями. В октябре 2018 года к ним добавилось обвинение в мошенничестве в особо крупном размере, после чего уже бывший руководитель отправился в СИЗО. Общий ущерб фонда от проведенных Мязитовым в 2015–2016 годах сделок оценивается в 339 млн рублей. В частности, речь идет о покупке фондом земельного участка площадью 3 га на территории бывшего завода клапанов за 150,8 млн рублей, тогда как его стоимость по итогам оценки составила 90 млн рублей. И о сносе бывшего военного городка № 3 на улице Николая Панова, который СОФЖИ оплатил подрядчику дважды с разницей в год (ущерб – 59,2 млн рублей). И о передаче частным компаниям прав на участок площадью 62,7 га в Автозаводском районе стоимостью 219,5 млн рублей, предназначенный для удовлетворения прав 65 обманутых дольщиков. Отдельное возмущение аудиторов вызвали махинации фонда в рамках программы расселения ветхого жилья – одной из важнейших задач СОФЖИ. Как показала аудиторская проверка, организация оказалась чрезмерно щедра с собственниками помещений в аварийных домах – за одну квартиру давали три и даже пять, превышающих обменную по площади и цене. Средняя стоимость расселяемого жилья при сделках дошла до 109 тыс. рублей за 1 кв. метр, а в отдельных случаях превышала 400 тыс. рублей. В случае с амбициозным проектом реновации исторического центра Самары «Пять кварталов» СОФЖИ, напротив, сработал неэффективно. Расселение отведенных под обновление участков проходило со срывами сроков. Для частичного финансирования проекта экс-губернатор Николай Меркушкин в 2016 году инициировал выпуск ценных бумаг народного облигационного займа. Эмитентом выступило учрежденное фондом ООО «Технологии строительства СОФЖИ». В январе следующего года Реналь Мязитов объявил, что облигации реализованы на 100 %. Это позволило выручить 510 млн рублей. Однако из этой суммы непосредственно в дело пошла лишь десятая часть. Частично расселили один квартал, после чего процесс реновации безвременно заморозили. А сам проект народного облигационного займа обернулся для областного бюджета миллионными убытками. Чересчур вольные манипуляции с государственными деньгами вылились в иск ГКУ Самарской области «Управление капитального строительства» о неосновательном обогащении СОФЖИ на сумму 819 млн рублей. В настоящее время иск рассматривается арбитражным судом Самарской области. «Судебный спор инициирован по результатам проведенной министерством управления финансами Самарской области внеплановой проверки средств областного бюджета СОФЖИ, выделенных на реализацию мероприятий по переселению граждан из ветхого и (или) непригодного для проживания жилищного фонда на территории региона и мероприятий по подготовке земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, обеспечению площадок (территорий) под жилищное строительство объектами инфраструктуры, проектированию и строительству жилья на подготовленных под застройку площадках, в рамках реализации госпрограммы, направленной на развитие жилстроительства в Самарской области», – уточнили «ФедералПресс» в региональном правительстве. Сценарий без хеппи-энда За время работы с 2013 года финансовое положение СОФЖИ заметно ухудшилось. При увеличении чистой прибыли у фонда осталась кредиторская задолженность, которая в 2018 году достигла почти 1 млрд рублей, а дебиторская превысила 1 млрд рублей. Погасить их организация не могла. С 2015 года выручка фонда падала, и число контрактов в 2018 году сошло на нет. Общая сумма активов СОФЖИ сегодня составляет менее 10 млрд рублей. Основным активом СОФЖИ являются земли – около 100 участков, часть из которых была приобретена без оценки по цене существенно выше рыночной. Рассчитаться с долгами за счет их продажи у фонда не получается – участки не пользуются спросом из-за высокой стоимости. Кроме того, более 60 % земель СОФЖИ, как отмечали аудиторы, находится в залоге у банков. Сегодня, согласно данным Федеральной службы судебных приставов, в отношении фонда открыто около 100 исполнительных производств. И если эти долги фонд погасить в состоянии, то требования банков неминуемо приведут организацию к банкротству. Год назад первый зампред регионального правительства Виктор Кудряшов заявил, что «белый дом» займется финансовым оздоровлением СОФЖИ. В качестве варианта предлагалась реорганизация. При этом планировалось забрать у фонда предоставленные бесплатно неликвидные объекты, а для ликвидных, приобретенных организацией, найти инвесторов и реализовать по рыночной стоимости. Приобретенные бесплатно и за счет субсидий объекты предлагали оставить фонду. Однако запущенный управлением капстроительства судебный процесс по взысканию более 800 млн с убыточного фонда сегодня намекает на смену курса областной власти и может служить началом постепенной ликвидации СОФЖИ как самостоятельной структуры. Экс-руководитель Госфинконтроля и советник губернатора Ольга Михеева год назад предлагала альтернативное решение – создание единого фонда на базе СОФЖИ и СОФПИЖС на селе, который также в свое время подвергался обвинениям в коррупционных схемах. Такой сценарий развития ввиду последних событий представляется более реальным. Однако согласиться с ним могут не все. «Если государство берет на себя жилищные обязательства перед гражданами, оно должно довести их до конца. Должно целиком отвечать за созданный ею институт – получастную организацию, которой несколько лет назад отдавали подряды без конкурса, подготавливая почву для коррупции. После чего нашли крайнего – Мязитова и посадили, а проблема тем временем не решается, – говорит зампредседателя Самарской губернской думы Александр Степанов. – С моей точки зрения, абсурдна ситуация, когда одна госструктура, зная, что вторая госструктура почти банкрот, взыскивает с нее деньги. Минстрой породил этот фонд и вложил в него много средств. И, на мой взгляд, закрывать его, чтобы потом создать нечто подобное, недопустимо». Если СОФЖИ не в состоянии вернуть минстрою долги, необходимо организовать внешнее управление и посадить во главе фонда надежного человека, считает депутат. А далее, настаивает парламентарий, должно последовать политическое решение о включении фонда в министерство в том или ином виде. Даже если для этого потребуется забрать у него имущество, изменить его форму или название – главное, чтобы начатая им работа не останавливалась. Такой вариант развития видит и политолог Дмитрий Лобойко: «Не думаю, что СОФЖИ попытаются обанкротить или каким-то образом уничтожить. Скорее, попытаются сменить руководство, максимально отстранив от дел прошлых руководителей. Это важные финансовые потоки бюджетных средств, которые министерство, очевидно, желает контролировать». «С другой стороны, СОФЖИ – это структура, которая по сути составляет конкуренцию другим застройщикам, поскольку занимается строительством жилья экономкласса, – добавляет эксперт. – С этой точки зрения вариант ее упразднения не исключен – имущество СОФЖИ перейдет в областную собственность, и фонд исчезнет с рынка как игрок. В свое время почву к этому подготовил и борец с коррупцией депутат Госдумы Александр Хинштейн, который предъявлял аналогичные претензии и к СОФПИЖС на селе. Таким образом, ситуацию можно рассматривать и как борьбу с коррупцией или оптимизацию, и как противостояние хозяйствующих субъектов, где более сильный игрок вытесняет того, у кого меньше ресурсов». При этом политолог обращает внимание на важный момент: эффективность региональных властей оценивают по ряду показателей, и одним из ключевых является введение в год квадратных метров жилья. В Самарской области эти объемы стабильно высоки, но уход такого игрока, как СОФЖИ, негативно отразится на показателях региона в общероссийских рейтингах, если эти объемы в короткие сроки не возьмет другая компания. «Думаю, минстрой планирует забрать у этой организации то, что в свое время ей перешло в виде земель или денежных средств, выданных в виде субсидий. И сделать это министерство пытается сейчас, когда это еще возможно, до момента признания фонда банкротом, – полагает председатель комиссии общественной палаты Самары по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ Алексей Чигенев. – СОФЖИ оказался в критическом положении, откуда вытаскивать его уже не рентабельно для региональной власти, – это потребовало бы вливания больших средств. Исходя из финансовых результатов деятельности СОФЖИ, фонд движется именно к банкротству. Конечно, после назначения процедуры банкротства конкурсный управляющий сможет оспорить проведенные фондом сделки, но на данном этапе минстрой сделал, на мой взгляд, верный, юридически грамотный шаг». Далее, по мнению общественника, чиновникам предстоит решить, нужна ли области эта структура. Если государство, как и прежде, готово участвовать в строительстве как исполнитель кроме как в лице министерства, эта структура выживет. В противном случае конец фонда близок, однако его нишу в будущем займут другие структуры, уверен эксперт. Фото: pixabay.com

«Отдавали подряды без конкурса, готовя почву для коррупции». Что ждет самарский фонд жилья и ипотеки
© РИА "ФедералПресс"