Законопроект об аукционах на вылов краба подвергли резкой критике
Сейчас квоты на вылов краба, ранее купленные на аукционах, распределяются по историческому принципу - каждая компания получала долю на вылов водных биологических ресурсов на 10 лет. В 2018 году истек срок десятилетних договоров, и с компаниями заключили новые - уже на 15 лет, с 2019 по 2034 годы. Однако Минсельхоз России выступил с инициативой, по которой пока предлагается 50 процентов квот на вылов краба продавать через аукционы. Это значит, что у компаний, распланировавших свою работу, взявших кредиты на развитие, часть квот просто изымут, чтобы продать с аукционов. Рыбацкая общественность считает, что решение готовилось кулуарно, что ее мнение и доводы не были учтены. В отрасли давно ходили слухи о появлении законопроекта, хотя органы власти не признавали факта его подготовки. Но 4 февраля он появился на федеральном портале нормативных правовых актов для общественного обсуждения, а 22 февраля это обсуждение завершилось. В минсельхозе определили степень регулирующего воздействия законопроекта как среднюю. А значит, по законодательству на общественное обсуждение такого документа достаточно и двух недель. Сенатор Елена Афанасьева с такой оценкой не согласна. "Законопроект в той редакции, которую мы видим, фактически разрушает базовый исторический принцип распределения квот, вводит новый алгоритм работы всей отрасли. На самом деле у документа высокая степень регулирующего воздействия. Срок, который был отведен на его обсуждение, на самом деле это обсуждение лишь имитирует. Степень воздействия надо пересмотреть", - сказала она на заседании рабочей группы. И констатировала: на 21 февраля на федеральном портале нормативных актов было подано 623 голоса против законопроекта и только семь - за. И это не удивительно: одни только Мурманская и Сахалинская области потеряют свыше 500 миллионов рублей своего дохода из-за введения новых правил. Рыболовецкие компании рискуют остаться без квот, а значит, и без работы. В каждой из них работают люди, которые потеряют работу и доход, что очень чувствительно для регионов, где рыба и морепродукты - главные кормильцы. Исполнительного директора "Архангельского тралового флота" Сергея Несветова на заседание рабочей группы и вовсе не пустили, хотя мнение авторитетного руководителя, который не понаслышке знаком с проблемами отрасли, могло бы внести некоторую ясность в обсуждаемый вопрос. С ним корреспондент "РГ" разговаривала на крыльце верхней палаты парламента. "Мы направляли в Совет Федерации письмо, чтобы меня, как директора системообразующей организации Архангельской области, пустили на это мероприятие. К сожалению, я сейчас проверил, пропуска нет", - сказал он. Несветов напомнил, что в истории российской рыбной отрасли аукционы уже были - в 2001-2003 годах. В 2004 году в документах, подготовленных для Госсовета, было написано, что эта практика привела к развалу отрасли, инвестиции упали до нуля, квоты доставались в основном иностранным компаниям, процветало браконьерство. И тогда же было принято решение о введении исторического принципа, который открыл компаниям горизонт планирования. "Рыбопромышленная отрасль очень затратна. Нужно построить или купить суда, нанять экипаж, получить кучу разрешений и лицензий. И если каждые 3-5 лет ходить на аукционы, то вообще теряется смысл инвестировать в отрасль. Нужно собирать деньги не на обновление судов, не на социальные программы, а на участие в аукционах, которые еще неизвестно, как для тебя закончатся", - говорит Несветов. А если суда у компании есть, а квот не досталось, то что делать, ведь обслуживание кораблей стоит огромных денег. Таким образом, рыболовецкая отрасль очень быстро скатится назад, в 2001-2003 годы, полагает Несветов. По словам руководителя рабочей группы, заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина, законопроект должен помочь решить проблему, способствовать тому, чтобы в российских магазинах было больше краба. "Это тоже один из вопросов, почему крабов нет на прилавках наших магазинов. Законопроект должен быть сориентирован на то, чтобы все-таки перенаправить на российский рынок поток этого очень ценного, важного и полезного продукта", - сказал он. Однако на вопрос, почему нельзя решить эту задачу в рамках действующего законодательства и как аукционы смогут этому способствовать, он не смог дать четкого ответа. У компаний, распланировавших свою работу, взявших кредиты на развитие, часть квот просто изымут, чтобы продать с аукционов "Хороший вопрос. Надо подумать, как это сделать. Ряд факторов здесь решается. И, безусловно, эту проблему надо исследовать", - отреагировал Митин. Не совсем понятно высказывание сенатора, ведь существует Указ президента "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", который в том числе говорит об увеличении экспорта сельхозпродукции, а минсельхозом и Росрыболовством разрабатывается комплекс мероприятий для увеличения экспорта рыбной валютоемкой продукции. В минсельхозе утверждают, что законопроект об аукционах подготовлен по поручению правительства для того, чтобы сделать рынок более конкурентным и прозрачным. По подсчетам ведомства, продажа 50 процентов квот на крабов на аукционе принесет бюджету 82 миллиарда рублей. К тому же победители торгов будут обязаны построить объекты, перечень которых установит кабмин. Однако участники рабочей группы отнеслись к цифре 82 миллиарда, мягко сказать, с недоверием. "Откуда она взялась? Непонятно. В таком виде, с такой пояснительной запиской и финансово-экономическим обоснованием законопроект нельзя обсуждать. Он не несет в себе достаточно информации для того, чтобы можно было объективно оценить, чего же на самом деле хочет разработчик", - считает президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков. С ним согласен президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Герман Зверев. "Если законопроект разрабатывался на основании распоряжения правительства, в пояснительных материалах должен содержаться анализ рынка крабовой продукции. Но его нет. Также отсутствует базовая информация, необходимая для расчетов последствия принятия законопроекта", - считает он. И продолжает: в пояснительной записке нет информации ни о числе предприятий, которых коснется новшество, ни об их выручке, ни описания финансовой эффективности. "В законопроекте, в пояснительной записке вообще отсутствует понятие экономической эффективности и ее показателей для рыбной отрасли. Авторы законопроекта утверждают, что он направлен на повышение экономической активности. А анализ документа показывает, что рыбопромышленникам предлагается работать по принципу "иди туда, не знаю куда". Я прошу провести еще одно заседание по итогам оценки регулирующего воздействия", - предложил Зверев. Опасаются участники рынка и того, что введение аукционов на вылов краба - это только первый звоночек. В дальнейшем схема может распространиться и на остальные биоресурсы. В итоге парламентарии призвали представителей минсельхоза доработать документ с учетом замечаний общественности и обсудить его с регионами.