Евросоюз нацелился на белорусскую молодежь
18 февраля президент Беларуси Александр Лукашенко провел переговоры с еврокомиссаром по бюджету и человеческим ресурсам Гюнтером Эттингером, в ходе которых призвал решить проблемы в экономическом сотрудничестве. С другой стороны, Брюссель не готов рассматривать экономику в отрыве от перевода партнеров на европейские политические и гуманитарные стандарты. Например, программа «Восточное партнерство» делает особый упор на молодежь в проектах на постсоветском пространстве, и анонсировала новые вложения в данную сферу. Подробнее о том, каких целей хочет достичь ЕС на восточном направлении в ближайшие годы, читайте в статье доктора политических наук, доцента СПбГУ, советника президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Натальи Ереминой специально для «Евразия.Эксперт». В 2019 г. Восточное партнерство отметит десятилетний юбилей. С 2009 г. оно разворачивается как широкомасштабная программа Европейского союза (ЕС) по развитию многосторонних взаимодействий с гражданским обществом, прежде всего, с молодежью, а также с представителями государственной власти в поддержку процессов демократизации в нескольких странах постсоветского пространства. При этом демократизация здесь понимается как европеизация, т.е. предполагает влияние коммунитарного права и выполнение разнообразных технических требований во всех видах взаимодействия с ЕС по модели и образу ЕС. При разработке программ, финансируемых в рамках Восточного партнерства, странам-партнерам на постсоветском пространстве предлагается выполнить некоторые условия, такие, как рост и поддержка гражданского общества, развитие прав человека и т.п. Сами по себе выдвигаемые условия не вызывают недоумения, однако интерпретация текущего положения дел в этих сферах зависит от практики взаимодействия стран-партнеров с ЕС. Поэтому неудивительно, что ситуация на Украине считается экспертами ЕС благоприятной с точки зрения развития демократии, а Украину называют «отличником» Восточного партнерства. И в это же время Беларусь постоянно подвергают критике за сохранение смертной казни и давление на политическую оппозицию. Вместе с тем на регулярных саммитах Восточного партнерства ни разу не были указаны конкретные проблемы, влияющие на его эволюцию, при этом объявляется, что страны-партнеры разделяют общие ценности и стремятся к демократизации. Кроме того, указывается необходимость укрепления позиций ЕС в целом на постсоветском пространстве. Дальнейшее укрепление этого взаимодействия лежит в направлении формирования общего пространства сотрудничества с единой транспортной сетью, энергетикой, общими образовательными программами, межрегиональным и приграничным сотрудничеством. Именно по этим направлениям будет развиваться Восточное партнерство в нынешнем 2019 г. и в следующем 2020 г. Восточное партнерство в краткосрочной перспективе Главная цель Восточного партнерства на этот период состоит в реализации комплекса политических и экономических мер для сближения стран-участниц с ЕС. Поэтому данная программа, конечно, влияет на взаимодействие этих стран с Россией. И в этом контексте ЕС выступает в роли конкурента России на постсоветском пространстве. В рамках Восточного партнерства были разработаны конкретные задачи, которые должны быть достигнуты к 2020 г. На каждом саммите страны-партнеры докладывают о конкретных результатах в выполнении данных задач. Среди задач заявлены следующие: проведение структурных реформ, развитие финансового сектора, промышленности и малого предпринимательства; поддержка сельского хозяйства; развитие торговли; гармонизация цифрового рынка. На этом пути в прошлом году были достигнуты некоторые результаты. Например, начала деятельность Европейская школа Восточного партнерства; расширилось торговое взаимодействие между странами; прошла финальная стадия принятия плана действий по строительству дорожной инфраструктуры до 2020 г. (шоссейное и железнодорожное сообщение); приняты разнообразные проекты поддержки молодежи. Судя по проектам, ставка в следующие два года будет сделана на развитие молодежных программ и создание общей транспортной сети, чтобы обеспечить инфраструктурную и социальную поддержку для реализации прочих инициатив. В январе 2019 г., например, начался прием заявок на финансирование проектов по развитию гражданского общества. Среди всех проектов акцент сделан на поддержку молодежи. Что касается транспортной сети, то уже одобрены суммы на реализацию проектов в этой сфере вплоть до 2030 г. Так, в целом ЕС готов выделить €12,8 млрд. евро, которые будут задействованы в период с 2019 по 2030 гг. При этом Украине до 2030 г. могут быть предоставлены более €4 млрд, Грузии – более €3 млрд, Азербайджану – чуть более €2 млрд, Беларуси – немногим более €1 млрд, Молдове – менее €1 млрд, а Армении – около €700 млн. Финансовые инструменты Восточного партнерства Финансирование проектов в рамках Восточного партнерства является частью более обширной программы Политики соседства, на разнообразные проекты которого на период с 2014 по 2020 гг. было определено €15,4 млрд. Приоритетными названы программы, ориентированные на поддержку гражданского общества и межрегиональной кооперации. Ключевым финансовым инструментом для реализации проектов в Восточном партнерстве является Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), который на период с 2014 по 2020 гг. аккумулировал €6,65 млрд. Проекты Фонда охватывают все страны Восточного партнерства. Кроме того, ЕИБ создал дополнительные финансовые инструменты для кредитования и инвестиций: Целевой фонд технической помощи Восточного партнерства (EPTATF). Это многоотраслевой фонд, созданный в 2010 г. специально для кредитования компаний, выполняющих задачи Восточного партнерства. Также Фонд помогает в подготовке инвестиционных проектов. На получение финансирования данного Фонда имеют право все государства-участники Восточного партнерства (Беларусь с 2017 г.). В качестве приоритетных для финансирования Фондом определены объекты инфраструктуры, информационно-коммуникационные технологии, межрегиональная интеграция, укрепление партнерских связей, создающих единое пространство. К настоящему времени в данный Фонд внесли свои средства Австрия, Франция, Германия, Латвия, Литва, Польша, Швеция и Великобритания в размере €39,3 млн. На конец 2018 г. было осуществлено 26 операций на сумму €32,1 млн. На период 2014-2020 гг. Фонд рассчитывает на все средства ЕИБ в размере €6,65 млрд. Однако эти средства были предназначены не только для проектов в отношении стран Восточного партнерства, но и для других государств разных регионов, включая Россию. Также Европейский инвестиционный банк учредил в 2014 г. Финансовый фонд соседства в размере €3 млрд. Средства этого фонда также направлены не только на страны Восточного партнерства, но и на Россию. Данный фонд обеспечивает прямые иностранные инвестиции и поддерживает инфраструктурные проекты. Выводы Таким образом, ЕС готов выделять значительные денежные суммы на проекты Восточного партнерства. Вместе с тем сейчас несколько меняются акценты. Например, в отношении проектов развития гражданского общества произошла переориентация на поддержку молодежи. А для формирования общего пространства ЕС в первую очередь стремится решить вопрос с транспортной инфраструктурой. Также нельзя не заметить, что страны получают разные суммы на свои проекты. Так, поскольку Грузия, Молдова и Украина раньше других подписали полновесные соглашения об ассоциации, они все еще находятся в приоритетной позиции в получении финансирования. Например, Беларусь только в 2016 г. получила полный доступ к кредитным программам Восточного партнерства, а сотрудничать с финансовыми инструментами начала в 2017 г. И хотя полученный белорусской стороной опыт сотрудничества с партнерами в рамках Восточного партнерства может способствовать наращиванию инвестиций в страну, этот дисбаланс сохранится, хотя именно Беларусь привлекает в последнее время особое внимание структур ЕС. Кроме того, невыполнение Беларусью политических требований ЕС будет блокировать расширение финансирования со стороны ЕИБ. Наталья Еремина, доктор политических наук, доцент СПбГУ, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований