5 технологических трендов 2019 года
Британская компания Accenture ежегодно составляет рейтинг 5 ключевых технологических трендов. В рамках исследования проводится опрос более 6000 руководителей компаний и IT-специалистов из 27 стран мира. Корреспондент «Инвест-Форсайта» сходил на презентацию в Москве, где аналитики назвали технологии, которые определят будущее человечества. Роботы, блокчейн и квантовый скачок Каждая компания для качественного прорыва в 2019-м должна освоить 4 ключевые технологии. Среди них – нашумевший два года назад блокчейн, который упростит обмен данными между компаниями, и стремительно развивающийся искусственный интеллект, позволяющий оптимизировать множество процессов. Менее очевидная, однако не менее важная – технология расширенной реальности (сюда входит как AR, так и VR). Она не столько о возможности проникновения человека в иные миры, сколько о решении банальных задач, например починка автомобиля с помощью наглядной инструкции. Наконец, квантовые вычисления – единственная из перечисленных технологий, которую еще не успела взять на вооружение ни одна компания. По словам управляющего директора Accenture Russia Марии Григорьевой, не факт, что квантовые технологии будут внедрены в ближайшие три года, однако они так быстро развиваются, что исключать этого нельзя. «Поэтому компании сегодня просто не могут игнорировать данный тренд. Есть такой профессиональный анекдот: когда квантовые вычисления появятся, через час можно будет вскрыть любой пароль. На самом деле эта технология позволит собирать и обрабатывать гигантские объемы данных для решения разных глобальных проблем, например для поиска вакцины от рака», – отметила Мария Григорьева. «Цифровой след» и умный маркетинг В 2019 году компании будут собирать все больше информации о потребителях, используя в том числе их «цифровые следы». 97% респондентов исследования уверены: за ближайшие два года объем данных о клиентах вырастет в разы. Бизнесмены станут собирать большие базы данных о предпочтениях покупателей – это позволит расширить им предложения по продаже и доставке. Уже сегодня есть ряд компаний, опередивших свое время и сумевших добиться значительных успехов благодаря анализу «цифровых следов». Индийская платформа кредитования SlicePay научилась с помощью технологий отслеживать поведение человека: она получает данные о том, как часто клиент ходит в ресторан, что покупает в интернете, какие фотографии публикует в соцсетях. Благодаря этой информации создаются профили клиентов, которые заменяют стандартные кредитные истории. От этих профилей зависит решение, будет ли выдан человеку кредит или нет. Управляющий директор Accenture Russia Мария Григорьева говорит, что объем данных о потребителях будет все время расти: эта информация позволит в будущем значительно расширить ассортимент продуктов и услуг компаний. «“Цифровые следы” уже сегодня приводят к становлению умного страхования, позволяющего рассчитывать стоимость страховки авто в зависимости от стиля вождения клиента, и появлению умного маркетинга, когда клиенту, покупающему какую-то вещь, сразу автоматически направляют подборку аксессуаров, которые можно с ней носить, например шляпки или туфли к платью», – отметила эксперт. Человек умнее компании Люди в постцифровую эпоху научатся стремительно получать новые знания и расширять навыки. Они будут чаще менять работу, выбирая более технологичные компании. Между тем некоторые компании не будут успевать внедрять новые технологии, которыми мог бы овладеть их персонал. Образуется разрыв между возможностями людей и уровнем развития компаний; этот разрыв не в пользу последних. Уже сегодня 71% респондент, участвовавший в опросе Accenture, заявляет, что потенциал их сотрудников по овладению новыми технологиями значительно выше возможностей организации. Некоторым компаниям придется в 2019 году корректировать стратегии в сфере обучения персонала и помогать сотрудникам развивать навыки, которые понадобятся в будущем. Так, PayPal уже сегодня дает возможность сотрудникам пройти обучение с помощью «самоуправляемого видео». Работники самостоятельно выбирают и просматривают видео, а PayPal собирает информацию о том, какие темы интересуют их больше всего. Таким образом, не сотрудники подстраиваются под компанию, а компания под сотрудников, стараясь соответствовать ожиданиям персонала. Хакеры останутся в прошлом? Растущая взаимосвязь разных компаний усиливает их уязвимость, поэтому растет значение вопросов безопасности. Сегодня большинство компаний стараются защититься от киберугроз самостоятельно, однако в будущем им придется создавать коллаборации для борьбы с хакерами. В октябре 2018 года компании JPMorgan Chase, Mastercard и Fidelity провели совместные учения по кибербезопасности. Результатом эксперимента стало то, что руководители IT-отделов обнаружили: они все реагируют на угрозы по-разному. В постцифровую эпоху для борьбы с хакерами надо создавать модели управления киберрисками, выходящие за пределы компании: они должны разрабатываться на уровне целой экосистемы. Компаниям придется создавать целые альянсы для борьбы с хакерами, так как угрозы, исходящие от них, будут все более глобальными. Охота за клиентами Компании в 2019 году получат больше возможностей для изучения клиентов. У бизнеса появится больше данных, которые можно использовать для изучения рынка и привлечения покупателей. Уже сегодня индийский бренд Paper Boat запрашивает отзывы клиентов через WhatsApp, а затем использует данные для корректировки продукции, которую производит. Компания учитывает даже мимолетные запросы: в честь праздников на рынок поставляются небольшие серии сезонных напитков по запросам покупателей. Компания Scan & Go создала приложение, позволяющее клиентам сканировать товары с полок и проверять их на качество. В будущем компания хочет внедрить технологию iBeacon для навигации внутри крупных магазинов. Большие перспективы будут у технологии «цифровых двойников», позволяющей создавать цифровые модели вещей. Порт Роттердама к 2025 году планирует запустить проект «цифровой близнец порта». Это позволит операторам получать в режиме реального времени информацию о каждом судне. Проект цифровых двойников для российского правительства готовят и в ЦСР (структура Алексея Кудрина). Автор: Александр Столяров