В Югре построили суперсовременный роддом
"Развитие здравоохранения в Югре идет уникальным путем", - подчеркивают в профильном департаменте автономного округа. Насколько эффективен этот путь и каковы перспективы использования механизма ГЧП для развития здравоохранения других регионов, выяснял корреспондент "РГ". Сверху видно Наше знакомство с возводимым роддомом новой формации началось с… крыши главного девятиэтажного корпуса. С высоты перинатальный центр напоминает модную игрушку-спиннер: три многоэтажных здания соединены переходами. Но представители компании-инвестора пригласили гостей на крышу и чердак не ради впечатляющего вида, а чтобы продемонстрировать главную изюминку будущего роддома - встроенную систему климат-контроля, обеспечивающую автоматическое кондиционирование и воздухообмен в здании. Пока это редкость для российских региональных больниц. Система позволяет поддерживать оптимальный микроклимат, вести мониторинг подачи воздуха и выявлять очаги внутреннего загрязнения. "Сюрреалистическая картина", - оценила переплетения серебристых воздуховодов, труб, датчиков и дисплеев Лариса Белоцерковцева - главный врач ныне действующего в Сургуте перинатального центра. Судя по ее реакции, проект должен воплотить многие мечты медиков. Сверхдоходы в здравоохранении невозможны, тем более когда предусмотрена обязанность оказывать услуги по системе обязательного медстрахования - Здесь будут собраны самые современные технологии в здравоохранении, так нужные сегодня врачам. Например, роботизированные операционные. Организовано отделение репродуктивных технологий с лабораторией ЭКО. В отличие от обычного роддома, здесь смогут диагностировать и проводить лечение сложных заболеваний мам и малышей, - поясняет специфику возводимого медучреждения Белоцерковцева. Даже сухие цифры впечатляют: для оснащения центра компания-инвестор приобрела 18 тысяч единиц медицинского оборудования, почти половина из них - высокотехнологичная. Это и так называемые "герметичные" операционные, и комплексы компьютерной и магниторезонансной томографии, маммологические системы. Для доставки рожениц из отдаленных поселений предусмотрена вертолетная площадка. Предполагается, что в центре будут принимать не менее 10 тысяч родов в год (примерно половина общеокружной цифры). Помимо лечебной и диагностической работы планируют вести научную, в частности, связанную с геномными исследованиями жителей арктических территорий. Многообразием задач и объясняют власти Югры масштаб проекта. Смета сомнений Между тем именно масштаб проекта и требуемые для его воплощения затраты вызвали большие вопросы общественников - представителей ОНФ. Депутаты Тюменской области потребовали от властей автономного округа полной прозрачности расходов. Ведь в других регионах строительство и оснащение типовых перинатальных центров обходится казне не дороже десяти миллиардов рублей - такие доводы приводили на старте проекта корреспонденту "РГ" активисты народного фронта. Сравнивать действительно есть с чем. Сразу несколько перинатальных центров открылось в регионах страны за последние годы. Все они возводились по федеральной программе минздрава по развитию родовспомогательной службы и на бюджетные средства. Строились в соответствии с Федеральным законом 223-ФЗ, то есть проводились конкурсные процедуры, при которых одним из ключевых факторов при выборе подрядчика является цена. Так, в конце января нынешнего года открылся перинатальный центр в Пскове, рассчитанный на 110 коек. Стоимость его строительства составила 2,5 миллиарда рублей. Осенью прошлого года введен в эксплуатацию перинатальный центр в Улан-Удэ на 120 коек стоимостью три миллиарда рублей, следом - аналогичный центр в Норильске за четыре миллиарда. Кстати, по сообщениям Счетной палаты РФ, почти по всем этим проектам тоже возникали вопросы: по качеству проектирования, строительства и сроков выполнения контракта. В 2014 году в ходе открытого конкурса право реализации проекта выиграла имеющая большой опыт работы в рамках ГЧП частная компания, головной офис которой находится в Москве. Согласно заключенному контракту инвестор должен был в течение трех лет с начала строительства не только возвести здание, но и оснастить его оборудованием, благоустроить прилегающую территорию и ввести центр в эксплуатацию. А затем региональный бюджет обязан вернуть компании все вложенные средства с процентами. Выход из графика и сметы начался уже на первом этапе. При закладке фундамента выяснилось, что слишком близко подходят грунтовые воды. Пришлось частично менять проект, проводить дополнительные гидроизоляционные работы. Сейчас, как утверждает руководитель компании Юрий Раушкин, эти проблемы решены и нет никаких препятствий, чтобы сдать объект в первой половине нынешнего года. Кстати, исполнители подчеркивают: несмотря на задержку, темп не потерян, а по нормативам на возведение медицинского объекта такого масштаба отводится не менее семи лет. Лекарство от долгостроев Многие аналитики считают механизм ГЧП наиболее эффективным, позволяющим избежать долгостроев при реализации социальных проектов. Ведь инвестор заинтересован быстро выполнить работу, чтобы скорее вернуть вложенные средства. Стройка не может встать из-за того, что в бюджете возникли проблемы с финансированием. А в договоре частные компании всегда предусматривают неустойку на случай, если власти не выполнят обязательства по возвращению вложенных средств. Широкий размах проекты ГЧП в России приняли как раз в тот год, когда в Сургуте начали закладывать фундамент окружного центра охраны материнства и детства. Активно обсуждались механизмы привлечения частного капитала в образование, коммунальное хозяйство, здравоохранение. С тех пор в той же Югре в рамках ГЧП построены десятки детских садов, в других регионах УрФО появились даже школы, возведенные частными инвесторами, в сфере ЖКХ концессионные соглашения заключаются десятками. Но при всем размахе ГЧП государственное здравоохранение осталось в стороне от процесса - частный капитал пока не торопится вкладывать в него средства. Ведь больницы - это не платные дороги или котельные. В этой сфере строжайший контроль, а сверхдоходы невозможны, тем более когда предусмотрена обязанность оказывать услуги по системе обязательного медстрахования (ОМС). По нашим данным, помимо Югры небольшие проекты ГЧП в здравоохранении реализуются только в Челябинской области. В Свердловской и Тюменской областях частная медицина активно развивается, но ее участие в государственных программах обслуживания по ОМС имеет скромные масштабы. Так что в Сургуте, можно сказать, ставят эксперимент. - Форма ГЧП, конечно, интересная. Но мы пока к ней относимся осторожно, анализируя позитивный и негативный опыт. А опыт непростой, - признался корреспонденту "РГ" директор департамента здравоохранения ХМАО-Югры Алексей Добровольский. - Надо понимать, что при ГЧП серьезные расходы лягут на бюджет округа, когда центр материнства и детства будет введен в эксплуатацию. Но само по себе хорошо, что частный капитал идет в здравоохранение. Это позволит привлечь инвестиции и реализовать современные проекты. По мнению декана факультета управления в медицине и здравоохранении РАНХиГС Леонида Печатникова, когда государство берет на себя функции инвестора - это экстенсивный путь. Инвестиции нужно переложить на бизнес, но сделать так, чтобы ему было выгодно заниматься продажей медицинских услуг: высвободившиеся в результате бюджетные средства направить на регулирование тарифов в этой сфере. Мнения Ирина Иванова, представитель юридическо-финансовой компании: - Для региональных властей ГЧП в здравоохранении - однозначно плюс: привлекаются средства, растет качество обслуживания пациентов, появляются современные технологии и оборудование. Минусы возможны, если проект не проработан, особенно с точки зрения финансирования и выбора ключевой модели партнерства. В этом случае будет заложена мина замедленного действия и возникнут проблемы на одном из этапов проекта. Впрочем, законодательство и технологии позволяют подстраховаться и спрогнозировать риски. Моисей Фурщик, управляющий партнер консалтинговой компании: -Когда ГЧП в медицине реализуется в виде девелоперского проекта, у инвестора минимальные риски. Такой подход прост, но не очень привлекателен для многих регионов, которые не хотят получить больницу "в долг", они в состоянии построить объект за счет бюджетных средств по стандартному механизму госзакупок. Ведь регион обычно может просто взять бюджетный кредит, обслуживание которого обойдется дешевле, чем обеспечение доходности инвестору в проекте ГЧП. Кроме того, при девелоперском формате совершенно не достигаются другие цели ГЧП - повышение качества и расширение спектра услуг за счет привлечения частного оператора, рост конкуренции в здравоохранении.