История реализации национальных проектов в разных странах
ТАСС-ДОСЬЕ. 11 февраля 2019 года на сайте правительства РФ были опубликованы информационные материалы о национальных проектах, утвержденных в рамках указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о крупных национальных проектах развития в странах мира. Германия После объединения страны в 1990 году основной задачей правительства стало создание условий для развития рыночной экономики в "новых", восточногерманских, землях. Для финансирования этого нацпроекта, получившего название "Подъем на Востоке" (Aufbau Ost), в 1991 году для всех граждан Германии был введен налог солидарности (в н. в. 5,5% от подоходного налога; его отмена запланирована на 2021 год). Кроме того, федеральное и земельные правительства заключили так называемый Пакт солидарности. В его рамках в 1995-2004 годы на развитие "новых" земель было выделено €95 млрд, в 2005-2019 годы - 156 млрд. В 2020 году вступят новые правила финансирования. Согласно исследованиям, проведенным различными германскими институтами, в общей сложности в восточные земли было вложено порядка €2 трлн, примерно 65% из них было направлено на социальные нужды. Однако территория бывшей ГДР по уровню социально-экономического развития по-прежнему отстает от западной части страны. Уровень безработицы на востоке составляет 7,6%, на западе - 5,3%, рост ВВП в "новых" землях - 1,9%, в западных регионах - 2,3%. Согласно годовому отчету правительства за 2017 год, практически вся восточная часть страны по-прежнему подпадает под определение "структурно слабые регионы". В октябре 2018 года канцлер Ангела Меркель заявила, что "процесс единения востока и запада Германии не завершен и по-прежнему представляет собой вызов для немецких граждан". Великобритания В стране с 2010 года реализуются пятилетние Национальные инфраструктурные планы (National Infrastructure Delivery Plan), первый был рассчитан на 2010-2015 годы, второй - на 2016-2021 годы. (эти глобальные проекты конкретизируются ежегодными планами). Их цель - дальнейшее развитие существующих в стране инфраструктурных сетей. Планы финансируются как государством, так и за счет средств частных инвесторов. Для привлечения частного капитала в 2012 году была введена так называемая схема гарантий Великобритании (UK Guarantees Scheme). Ее ресурсы составляют £40 млрд (примерно €54 млрд), а срок действия рассчитан до 2026 года. К настоящему времени выдано девять гарантий на общую сумму £1,8 млрд (примерно €2 млрд). Общую координацию за ходом выполнения планов осуществляет правительственное Управление инфраструктурных проектов (Infrastructure and Projects Authority, IPA). Первый план охватывал ряд ключевых секторов инфраструктуры, включая транспорт, энергетику, связь, водоснабжение, переработку мусора. На соответствующие проекты было выделено £200 млрд (около €230 млрд). Согласно отчету IPA, опубликованному в ноябре 2018 года, план выполнен на 98%. Во второй план включены также проекты в сфере жилья, образования и здравоохранения. Всего предполагается осуществить 600 проектов на сумму £483 млрд (свыше €552 млрд). 26 проектов уже реализованы. Так, было построено новое здание Института биомедицинских исследований Фрэнсиса Крика в Лондоне, обновлена IT-система министерства труда. В декабре 2018 года начато строительство нового реактора АЭС в Хинкли-Пойнт (графство Сомерсет). Франция В связи с нефтяным кризисом 1973-1974 годов, когда резко выросли цены на нефть (страна закупала 80% потребляемой нефти), во Франции стартовала крупномасштабная энергетическая программа, включавшая строительство АЭС и повышение энергоэффективности. К этому времени в стране было шесть АЭС. В 1970-1980-е годы при президентах Жорже Помпиду, Валери Жискар д'Эстене и Франсуа Миттеране, были построены 16 АЭС. Если в 1973 году на станциях вырабатывалось 8% всей электроэнергии, то к концу 1980-х годов - уже более 74%. В настоящее время, после закрытия нескольких станций, во Франции действуют 19 АЭС (58 реакторов). Они обеспечивают 75% потребностей в электроэнергии страны. По количеству реакторов Франция занимает второе место в мире (после США). Сингапур В государстве нет источников пресной воды и воду закупают в Малайзии. Поэтому с 1998 года реализуется национальная программа очищения сточных вод NEWater. Первый завод, где вода проходит очистку с использованием двухмембранной и ультрафиолетовой технологий, был построен в 2000 году. В настоящее время функционирует пять заводов. Они очищают почти половину сточных вод, преобразуя канализационный и ливневый сток в воду, качество которой отвечает стандартам Всемирной организации здравоохранения к питьевой воде. Несмотря на возможность использования переработанной воды для питья и приготовления пищи, ее направляют в отрасли, где требуется вода высокой чистоты. В настоящее время программ NEWater обеспечивает до 40% потребностей страны в чистой воде. К 2060 году, когда закончится срок соглашения с Малайзией, NEWater будет удовлетворять до 55% потребностей, а вместе с опреснительными станциями - 80%. С 2006 года на исследование по возможностям переработки использованной воды было выделено $348 млн. В 2009 году правительством был разработан План устойчивого развития (Sustainable Singapore Blueprint; обновлен в 2015 году), определяющий стратегию экологического развития. На его реализацию было выделено $1,1 млрд. В его рамках осуществляется программа по переработке мусора и отходов предприятий. В настоящее время она позволяет сократить отходы на 90%, а выделяющаяся энергия обеспечивает до 3% потребностей страны. После сжигания отходы превращаются в золу, которая составляет около 10% от их первоначального объема. В 2014 году была запущена национальная программа "Умная нация" (Smart Nation). Она предполагает использование цифровых технологий, увеличение продуктивности экономики за счет более эффективных государственных и бизнес-процессов, создание национальной цифровой идентификационной системы, использование искусственного интеллекта и автономных транспортных средств для улучшения системы транспорта. В 2017 году на эти цели было выделено $1,7 млрд. В 2012 году в стране был запущен План национального развития до 2030 года, нацеленный на снижение бедности, неравенства, безработицы и укрепление продовольственной безопасности. Среди целей плана - добиться 5,4% роста ВВП, обеспечить доступ к начальному образованию и здравоохранению, улучшить энерго- и водообеспечение домохозяйств и предприятий страны. В частности, он предусматривал повышение уровня жизни членов домохозяйств, имеющих месячный доход меньше 419 рандов на человека (или $55 в ценах 2010 году), рост дохода на душу населения до 120 тыс. ранд, или $15,8 тыс. (в 2010 - 50 тыс. ранд, или $6579) и снижение безработицы до 6% (в 2012 году - 25%). Другим крупным проектом стал разработанный в том же 2012 году Национальный план по развитию инфраструктуры. Его цель - увеличение занятости населения путем наращивания инвестиций в строительство дорог, плотин, портов, аэропортов, электростанций, жилья, объектов здравоохранения, водоснабжения и водоочистки. На его осуществление было выделено 1,3 трлн рандов (порядка $120 млрд). После начала реализации этих планов темпы роста ВВП превысили 5%, однако затем снизились из-за падения цен на сырье и засухи, поразившей аграрный сектор. В 2016 году прирост экономики составил всего 0,4%, в 2017 году - 1,6%. Индия В 2014 году стартовала программа экономической модернизации Make in India ("Делай в Индии"), направленная на привлечение инвестиций, развитие основных отраслей промышленности страны и стимулирование инноваций. В ее рамках были объявлены 25 приоритетных секторов экономики страны, в частности, в них вошли фармацевтика, космос, энергетика, телекоммуникации, строительство, оборонная, пищевая и текстильная промышленность. Программа предусматривает снятие административных ограничений, предоставление различных льгот для инвесторов, упрощение процедуры регистрации нового бизнеса, смягчение ограничения на участие иностранного капитала. Ее запуск помог увеличить приток иностранных средств в Индию. В 2015-2016 годы прямые иностранные инвестиции достигли $56 млрд (рост на 46%). По данным МВФ, в 2015-2016 годы темпы роста ВВП составили 7,6%. Также в стране наблюдается положительная динамика в оценке легкости ведения бизнеса. Так, в 2014-2018 годы Индия поднялась со 142-го на 77-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business. Малайзия В 1991 году была принята государственная стратегия "Видение 2020". Ее целью было заявлено превращение Малайзии в экономически развитую страну с высоким уровнем дохода населения. Программа, упор в которой был сделан на создание и развитие наукоемких отраслей, подразумевала рост экономики в течение 30 лет на 7% в год. Впоследствии приоритетами стали развитие сельской инфраструктуры, создание привлекательных условий для развития бизнеса. Особое место отводилось расширению внутреннего рынка, усилению национальных производителей, в том числе поддержке малых и средних предприятий через специальные программы, налоговые и другие льготы. В 2017 году рост ВВП страны составлял 5,9%. В июне 2018 года премьер-министр страны Махатхир Мохамад заявил, что для достижения целей стратегии может понадобиться немного больше времени. Китай В мае 2015 года был обнародован десятилетний план модернизации обрабатывающей промышленности "Сделано в Китае 2025" (Made in China 2025), нацеленный на достижение Китаем уровня и качества производства устойчиво индустриальных стран. В целом задачей плана является увеличение доли китайских производителей на внутреннем рынке до 70%, а также снижение эксплуатационных затрат на 50%. Приоритетное внимание план уделяет десяти ключевым отраслям, в их числе информационные технологии, робототехника, аэрокосмическое, авиационное и морское инженерное оборудование, а также высокотехнологичные суда, современное железнодорожное оборудование и новые материалы. В 2018 году объем инвестиций из госисточников составил порядка $520 млрд. По данным на 2018 год, уже работают 305 пилотных проектов, они охватывают 92 отрасли. Эффективность производства на этих предприятиях увеличилась в среднем почти на 30%. Саудовская Аравия В 2015 году был разработан план комплексных экономических и социальных реформ, получивший название "Видение 2030". Он нацелен на повышение к 2030 году уровня жизни населения и диверсификацию экономики, на 90% зависящей от экспорта нефти. План содержит около 80 проектов развития секторов экономики, не связанных с нефтедобычей и нефтепереработкой, а также социальной сферы. Предполагается отказ от госрегулирования и проведение частичной приватизации электроэнергетики и государственных земель. На первый план выдвигается развитие малого и среднего предпринимательства, доля которых к 2030 году должна достигнуть 35% ВВП (в 2016 году - 20%). Долю несырьевого экспорта в ВВП предполагается довести до 50% (в 2016 году - 16%). При этом ежедневная добыча нефти должна остаться на современном уровне (12,5 млн баррелей), а природного газа вырасти до 5,34 млрд куб. м (с 3,6 млрд куб. м). Планируется ввести в строй около 30 объектов альтернативных источников энергии и построить 16 ядерных реакторов. Кроме того, поставлена задача производить в стране к 2030 году не менее 50% военной техники. В сфере здравоохранения предусматривается строительство новых больниц и поликлиник, а также создание единой системы медицинского обслуживания. В планах королевства к 2030 году увеличить ежегодный поток туристов до 30 млн.