Войти в почту

Ларьки и палатки не станут конкурентами торговым центрам, считают эксперты

МОСКВА, 11 фев - РИА Недвижимость. Развитие сегмента уличной нестационарной торговли повысит уровень обеспеченности населения торговыми площадями, при этом уличные ларьки и палатки станут дополнением к торговым центрам, не конкурируя с ними, считают представители консалтинговых компаний, опрошенные РИА Недвижимость. В понедельник замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов в интервью "Российской газете" сообщил, что в стране недостаточный уровень обеспечения населения и производителей продукции торговыми площадями. В связи с этим планируется увеличить количество объектов нестационарной и мобильной торговли. ТЦ бояться нечего "Торговым центрам не стоит опасаться существенного снижения трафика после открытия дополнительных ларьков и палаток", - считает директор отдела исследований рынка CBRE Анна Шепелева. По ее мнению, конкуренцию они смогут составить, в основном районным торговым центрам с невысокими ценами, куда сейчас переместились многие арендаторы данного формата. Они получат более широкий выбор площадей для открытия новых магазинов, отмечает эксперт. Это совершенно разные форматы торговли, добавляет директор направления стрит-ритейла Knight Frank Виктория Камлюк. Она поясняет, что палатки и ларьки устанавливаются в местах имеющегося трафика, их ассортимент ограничен, для совершения единичных покупок отдельных категорий они будут иметь спрос, но для комплексной покупки предпочтение останется за супермаркетом и ТЦ. "Для тех людей, кто привык заезжать в ТЦ, например, потому что он рядом с работой или домом, ларьки никак не повлияют. Возможно, те, кто передвигается на автомобиле, даже и не узнают, что открылись какие-то ларьки", - полагает Камлюк. Он допускает, что сложности могут возникнуть у продуктовых магазинов, расположенных вблизи нестационарных объектов торговли или на первых этажах жилых домов, Например, палатка от производителя с мясо-колбасными изделиями может очень сильно "просадить" продажи этой же категории в супермаркете. Если супермаркет является торговой точкой сетевого оператора, то в качестве ответных мер может быть применен демпинг цен по определенным ассортиментным сегментам. Это будет выгодно покупателю, а вот для обоих продавцов это потеря маржинального дохода. Управляющий директор центра развития недвижимости Becar Asset Management Ольга Шарыгина обращает внимание, что ТЦ в последнее время начинают преобразовываться в объекты, создающие определенную социальную среду, развлечения, образовательные проекты, и люди ходят туда скорее не за покупками, а за эмоциями: процедурой примерки, приятным времяпрепровождением, семейным досугом. Разумеется, ларьки не смогут предложить такие опции, подчеркивает она. В то же время исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International Дина Постоленко утверждает, что палатки и ларьки будут пользоваться спросом у потребителей, так как дают возможности приобрести необходимый и уникальный товар около дома вместо посещения крупного продуктового магазина или торгового центра, экономия времени является существенным преимуществом такого вида торговли. По словам руководителя аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL Оксаны Копыловой, в российских городах наблюдается определенный дефицит торговых площадей формата "у дома", в шаговой доступности. Особо остро эта проблема стоит в центральных районах Москвы, где строительство торговых объектов ограничено имеющейся застройкой, а подходящих ритейлерам площадей на первых этажах жилых домов крайне мало. "Таким образом, появление каких-либо дополнительных, в том числе мобильных форматов торговли может решить именно дефицит малых форматов, что не составит конкуренции имеющимся ТЦ", - заключает она. Какими будут новые ларьки По мнению экспертов, новые объекты уличной торговли будут располагаться не столь хаотично, как раньше, также повысится и их качество. Учитывая существующие сейчас ограничения на открытие объектов такого формата, большинство из них имеют высокое качество, рассуждает Шепелева. "Учитывая масштаб программы, в будущем можно рассчитывать на лучшую технологичность новых объектов данного формата", - надеется она. В отличие от предыдущего опыта, для размещения объектов нестационарной торговли будут выделены определенные места, как для сезонных ярмарок и продаж плодоовощной продукции в летний период, дополняет коллегу Камлюк. Также, судя по озвученным планам, предполагается серьезная проработка стандартов оформления и регламентов работы новой волны палаток. "Для стрит-ритейла важно, чтобы ларьки особенно у метро, не закрывали торговые помещения с витринами, в которых ритейлеры платят высокие ставки", - добавляет представитель Knight Frank. Размышляя о том, дефицит каких товаров может быть восполнен для потребителей, Шепелева полагает, что в первую очередь это касается продуктов питания, одежды и мелкой галантереи, которые удобно приобретать по дороге с работы или рядом с домом. При этом Шарыгина замечает, что правительству стоило бы вернуться к созданию масштабных проектов розничной торговли, например, преобразованию рынков, нежели прорабатывать сегмент палаток и ларьков. "Сложно судить, какого качества и конфигурации должны быть такие объекты, чтобы быть эффективными", - говорит эксперт.