Теория заговора и незаметное бегство жителей. Кто виноват в проблемах Волгоградской области
Как стало известно «ФедералПресс», в администрации Волгоградской области ищут резервы повышения конкурентоспособности региональной продукции, в частности, агропромышленного комплекса. Для этого, считают власти, срочно необходимо преодолеть ряд искусственных барьеров, которые даже якобы напоминают недобросовестную конкуренцию. С вредителями – к президенту Депутат областной думы, доктор сельскохозяйственных наук Виктор Левкин заявил, что экспорт зерна из Волгоградской области «через Ростов и Краснодар для нас практически закрыт». По словам народного избранника, с 1 июля прошлого года вступили в силу изменения в федеральное законодательство, не допускающие в импортируемой сельхозпродукции даже минимального присутствия сорняка под названием горчак. Соблюсти такое условие в засушливой Волгоградской области очень сложно. При этом, по словам Левкина, в системе допуска продукции царит произвол. «Это сделан заслон, чтобы наш транспорт просто не пропускали. А когда им надо, то они же берут и с карантинным сертификатом», – рассказал депутат. По его словам, проблему корректировки жесткого закона надо решать срочно, для чего будут привлекать депутатов Госдумы от региона, потому что, считает Левкин, «нужно выходить на уровень правительства и даже президента». Возможные потери регионального АПК, если запретительные меры будут действовать по максимуму, оцениваются в несколько десятков миллиардов рублей. При этом в среде агропроизводителей активно обсуждают конспирологические теории, что горчак, возможно, специально «подселяют» конкуренты, чтобы закрывать путь волгоградскому зерну. Председатель думского комитета по сельскому хозяйству Владимир Ефимов пояснил, что действительно прорабатывается вопрос с предложением либерализации порядка признания партий растений карантинными. «Логично было бы признавать зараженной не территорию, район, а отдельные локальные участки или конкретную партию зерна. Это действительно опасное растение, но надо идти по разумному пути, основываться на анализах, а не записывать целые районы или всю область в опасные», – пояснил Ефимов. При этом обращаться нужно не к президенту, а к профильному министерству и надзорным ведомствам, считает депутат. Аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин говорит: «Насколько мне известно, существенных проблем с экспортом зерна из Волгоградской области нет. Основное направление логистических цепочек – порты Азовско-Черноморского бассейна, это до 90 % поставок. Логистическое плечо из-за удаленности от портов может делать поставки у отдельных наименее эффективных компаний нерентабельными, и им приходится продавать сельскохозяйственное сырье на слабом внутреннем рынке». А вот первый вице президент «Опоры России» Павел Сигал напоминает, что фитосанитарные нормативы и на уровне регионов, и в масштабах глобальной мировой торговли часто становятся инструментом конкурентной борьбы. «Достаточно вспомнить европейскую историю с испанскими огурцами, американский запрет на французские жирные сыры, – говорит Сигал. – Крупным компаниям проще пробивать льготы, но как раз в региональную конкуренцию вклад малого и среднего бизнеса может быть очень велик, особенно в сегментах легкой промышленности и пищевом секторе». Таможня даст добро? Еще одна идея – возрождение в Волгоградской области собственной таможни. Ее упразднили в 2012 году, с тех пор разговоров о возвращении управления на официальном уровне не поднималось. При этом последние годы экспорт из региона растет – в первую очередь за счет продукции химического комплекса, а также того же сельского хозяйства. Предложение с обоснованием возврата таможни в аппарате губернатора, по словам источников, уже готовится. Потенциально его также готовы поддержать и в парламенте. Павел Сигал отмечает: «Возвращение таможни, конечно, может перенаправить некоторые потоки в область, однако более эффективным и создающим долгосрочные факторы улучшения показателей социально-экономического развития может быть строительство в регионе технологических кластеров, тем более, что участие в них можно сделать одним из условий предоставления налоговых льгот». Кандидат экономических наук Карэн Туманянц напоминает, что закрытие таможенного управления в том или ином регионе скорее не причина, а следствие. Вопрос возврата таможни встанет естественно, если будет достаточный рост внешнеторгового оборота значительным. «Местным компаниям, конечно, удобнее проводить растаможку грузов у себя в регионе. Потому что в тот же Ростов должен выехать представитель, а это и расходы, и время. С другой стороны, это не какая-то непреодолимая проблема, она вряд ли срывает сделки, – поясняет Туманянц. – Вообще идея бороться с какими-то кознями кажется надуманной. Эти времена уже прошли, сейчас вертикаль, в которой препятствия доступа товарам могут появляться, но как отдельные факты, с которыми борется та же ФАС, а не система». В действительности данных о том, что именно какое-то умышленное противодействие тормозит экономику Волгоградской области, нет. Зато есть очевидный структурный дисбаланс, низкий уровень инвестиций и пессимистические настроения бизнеса и населения. Как следствие, даже успешные отрасли – то же химпроизводство – не становятся драйвером развития региона в целом. В итоге хорошие результаты периодически сменяются спадами. Вот и в сельском хозяйстве в 2018 году на фоне неурожая зерновых общее падение составило 3,2 % (около 3,5 млрд рублей). При этом, например, сыра стали делать на 15 % больше, а выпуск колбасных изделий вырос почти на 95 %. Экспансия на рынки других регионов, пожалуй, была бы хорошим развитием такого тренда, так что логика в действиях властей все-таки есть. «Сразу вспоминается анекдот про «Зоркого глаза», который на третий день заметил, что в сарае нет стены. Вот и Андрей Бочаров спустя пять лет после назначения увидел, что у нас нет таможни и есть другие факторы, по которым волгоградский бизнес не в фаворе, – отмечает политолог Александр Сайгин. – В этом и вся прелесть ручного управления. Если ты заявил, что несешь ответственность за все, то нужно погружаться во все вопросы. Губернатор превратился в нечто среднее между удельным князем и «зиц-председателем Фунтом», но контролировать все просто невозможно, процессов слишком много, и у них много деталей. Даже если бы он был управленческим гением». «Радует, что внимание периодически научились переключать. Так если Бочаров продлит полномочия, может, еще на что-то глянут, например, на бегство жителей из региона», – рассуждает Сайгин. Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий