Налоговая до скорой

Вокруг громких проектов привлечения инвестиций в систему скорой помощи разгорается скандал, который может привести к коллапсу работы неотложки в десятках медучреждений. Компании, предоставляющие в аренду больницам машины для работы неотложки, не платят НДС, объясняя это тем, что медицинская деятельность освобождена от этого вида дани. Налоговики не согласны: налогом не облагается медицинская деятельность, на ведение которой у подрядчиков нет лицензий — они лишь предоставляли врачам автомобили для перевозки пациентов. Налоговые недоимки могут составить до 1 млрд рублей. Первопроходцем в бизнесе по передаче машин скорой в аренду стал в 2008 году пермский предприниматель Евгений Фридман. Его компания «Феникс» стала предоставлять больницам транспортные услуги под брендом «Новоскор». Ссылаясь на поддержку Минздрава РФ и Агентства стратегических инициатив (АСИ, учреждено Правительством РФ), структуры Фридмана заключали с медучреждениями контракты на транспортное обслуживание. Подрядчик обязался предоставить заказчику автомобили, укомплектованные оборудованием для бригады скорой помощи, а также услуги водителя. Контрактный портфель компаний Фридмана — свыше 2 млрд рублей. Они работают в пяти регионах РФ. В 2013 году бывший сотрудник АСИ Илья Ковалев запустил конкурирующий проект — «Новая скорая и неотложная помощь» под эгидой «Агентства инвестиций в социальную сферу» (АИСС). Ковалев возглавляет АИСС, входит в число его учредителей вместе с членом правления, заместителем гендиректора ПАО «Газпром нефть» Владиславом Барышниковым. В наблюдательный и бизнес-совет АИСС входят министр транспорта РФ Евгений Дитрих, представители Минпромторга, Минспорта, «Газпрома», «Русала» и других авторитетных структур. Бренд «Новая скорая» взялось раскручивать ООО «Эффективная система здравоохранения» (ЭСЗ), учрежденное сыном Барышникова — Данилом Барышниковым. У компании 5 млрд рублей госконтрактов с медучреждениями в более чем 20 регионах. Миллиарды по скорой. Недоимки по НДС К деятельности этих предпринимателей возникло множество претензий у контролирующих органов и контрагентов. В 2018 году Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району Ульяновска (ИФНС) потребовала от ООО «Феникс менеджмент» Евгения Фридмана уплатить налоговую недоимку за 2017 год в 4,13 млн рублей, штраф и пени — всего около 4,7 млн. Долг возник из-за неуплаты «Фениксом» НДС при выполнении четырех контрактов на общую сумму около 28,1 млн рублей с больницами Уфы, Екатеринбурга и Самарской области. «Феникс» заявил, что предоставлял учреждениям машины с водителями для выезда на вызовы, то есть «оказывал населению услугу медицинской эвакуации». А такая деятельность в РФ налогом не облагается. Однако ИФНС в качестве контрдовода процитировала госконтракты: исполнитель обязался предоставить заказчикам «услуги транспорта в целях оказания скорой медицинской помощи» либо «услуги по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи на автотранспортных средствах» (в разных контрактах формулировки отличаются). К тому же для оказания медицинских услуг требуется лицензия, а ее у «Феникса» нет. Лицензия на меддеятельность есть у одной из «дочек» этой компании — ООО «Елизаветинская служба скорой медицинской помощи». Но это ООО к указанным контрактам отношения не имеет. Да и выдана лицензия в Перми. А как разъясняет в официальном письме Россздравнадзор (копия есть у МГ), лицензию нужно получать в том регионе, где компания ведет медицинскую деятельность. Поэтому 22 января 2019 года кассационная инстанция Арбитражного суда Ульяновска признала неправомерными доводы «Феникса», утверждающего, что его нужно освободить от НДС. «Феникс» перепутал лицензии У ЭСЗ есть лицензии на медицинскую деятельность, выданные в 2014 году в Московской области и в 2016-м — в Чувашии. Судебных разбирательств с налоговыми органами у компании нет, знает источник МГ, знакомый с ситуацией. По его оценке, если оба подрядчика не платили НДС по заключенным с 2013 года контрактам, то у них мог накопиться долг почти в 1 млрд рублей. «Имущества у «Феникса» и ЭСЗ мало, поэтому если им предъявят иски о взыскании этих недоимок, компании обанкротятся, и несколько десятков больниц лишатся машин скорой помощи — ведь они не обновляли свой парк в расчете на аренду автомобилей. Это приведет к коллапсу в работе скорой помощи более 20 регионов», — говорит источник МГ. «Феникс» и ЭСЗ не ответили на запросы МГ о размерах их автопарков. По данным системы «Контур.Фокус», в залоге по кредиту ВТБ находится 120 машин компании Данила Барышникова. АИСС в 2017 году сообщала СМИ, что ее план — довести число машин в автопарке к 2018 году до 500. Правда, не уточнялось, будут ли эти авто в собственности либо в аренде у компании. «Ростех» пересел на скорую К ЭСЗ в 2018 году было предъявлено около 60 исков с претензиями по поводу качества предоставляемых услуг и невыполнения обязательств. Так, больницы Архангельской области (Котласская центральная городская больница имени святителя Луки, Архангельская областная клиническая станция скорой медицинской помощи и др.) в прошлом году отсудили у ЭСЗ около 4,2 млн рублей, компания ООО «ЛуидорСервис-Чебоксары» (ремонтирует автомобили) — 5,2 млн рублей. В 2017 году СМИ со ссылкой на АИСС сообщали, что благодаря проекту «Новой скорой» регионы сэкономили на обновлении автопарков неотложки почти 593 млн рублей. Однако опрошенные МГ администрации разных регионов заявили, что экономии не наблюдали, а у некоторых больниц транспортные расходы после заключения контрактов с ЭСЗ и «Фениксом» выросли. Теперь с проблемами аутсорсинга в неотложке придется разбираться госкорпорации «Ростех»: 19 декабря 2018 года она объявила о создании совместного предприятия (СП) с АИСС — «РТ-Скорая помощь» (юрлицо пока не учреждено) будет оператором проекта обновления автомобильного парка карет скорой помощи в регионах. СП будет закупать автомобили у производителей, оборудовать их медицинской техникой и сдавать в аренду медучреждениям. В России около 20 тысяч машин скорой помощи, из них более половины нуждаются в замене, говорит индустриальный директор «Ростеха» Сергей Абрамов. На это потребуется не менее 30 млрд рублей. Откуда поступят эти деньги, «Ростех» не уточняет. Илья Ковалев объявил, что в январе 2019 года АИСС проведет аудит региональных автопарков скорой помощи, чтобы уточнить потребности больниц. «После этого мы будем готовы приступить к обновлению парка медицинских автомобилей», — говорится на официальном сайте АИСС. У «Ростеха» имеется успешный опыт создания операторов для привлечения средств. Так, подконтрольное ему ООО «РТ-Инвест» владеет 50% долей в ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС, еще 23,5% у Игоря Ротенберга — сына миллиардера Аркадия Ротенберга) — это оператор системы взимания платы с грузовиков «Платон». В 2018 году «Платон» собрал с перевозчиков 23,5 млрд рублей, а в целом с момента запуска системы (с 15 ноября 2015 года) — 63,7 млрд рублей. При этом государство потратило на создание и поддержание «Платона» и РТИТС не менее 60 млрд рублей. «РТ-Инвест» также стал оператором по обращению с московскими отходами и обещает привлечь в государственном «Внешэкономбанке» 154 млрд рублей на строительство новых полигонов и мусороперерабатывающих заводов.

Налоговая до скорой
© МетаГазета