Из тоннеля в ресторан
Строительство метро будет заморожено до выбора нового подрядчика, а с действующим — ОАО «Метрострой» — контракты расторгнут в ближайшие дни, заявил Смольный. Подрядный конкурс объявят в феврале. Город также намерен нарастить свою долю в ОАО «Метрострой» (сейчас она 46%) — об этом власти говорили осенью 2018-го. На подряды в петербургской подземке претендует, в частности, «Стройтрасгаз» миллиардера Геннадия Тимченко. «Стройтрасгазу» может достаться и доля в «Метрострое», знают источники МГ. Лишившись подрядов в метро, «Метрострой» останется без основного источника выручки, и этот актив станет неинтересным для его владельцев, в числе которых бывший гендиректор компании Вадим Александров (13,6%, это его единственный актив) и нынешний — его сын Николай Александров (24,8%). У Николая Александрова останется несколько других предприятий, которые могут обеспечить ему безбедное существование. Хотя, конечно, они даже рядом не стоят с «Метростроем» по масштабам доходов. Главные активы Николая Александрова: Банк «Невастройинвест» — 70% ООО «Инвестиционная компания «Мост» — 100% Молочная ферма «Демяховщина» (Псковская обл.) — 50% (еще 50% у Ольги Александровой) Ресторан «Этаж 41» в башне «Лидер тауэр» на пл. Конституции в Петербурге — 25% Информагентство «Подземный эксперт» — 75% Охотничье хозяйство «Диана» (Псковская обл.) — 50% Строительная компания ЗАО «УК «Компакт» — 7% ОАО «Метрострой» — 24,87% (еще 13,6% — у Вадима Александрова) Банкир и ресторатор Среди компаний Николая Александрова есть довольно успешные. Например, банк «Невастройинвест» — он кредитует преимущественно промышленные и строительные предприятия. По размеру активов (1,28 млрд рублей на декабрь 2018 года) банк занимает 391-е место в перечне российских банков. Панорамный ресторан «Этаж 41» в башне «Лидер тауэр», которую построила «Лидер групп» (связана с семьей депутата Госдумы Андрея Некрасова), расположен на высоте 145,5 метра — выше всех петербургских заведений общепита. Поэтому ресторан очень популярен в городе. «Компакт» Сложнее ситуация у ГК «Компакт». В 2000-х и начале 2010-х она была одним из крупнейших петербургских подрядчиков на государственных и коммерческих стройках. Так, входящее в группу предприятие ЗАО «Компакт» (учреждено в 2002 году) в 2013 году получило подряд стоимостью 4 млрд рублей на строительство первой очереди международного аэропорта Курумоч в Самаре. В 2013-2015 годах то же ЗАО «Компакт» строило технопарк по заказу ООО «Объединенная дирекция по проектированию и строительству центра разработки и коммерциализации новых технологий (Инновационного центра «Сколково»). Размер контракта с «Компактом» — 7,52 млрд рублей. Другие объекты, которые компания перечисляет на своем официальном сайте: грузовой терминал «Юг-2» в порту Усть-Луга, пассажирский порт «Морской фасад», кирпичный завод ОАО «Победа ЛСР», фармзавод «Полисан», завод ООО «Сименс технологии газовых турбин», международный аэровокзальный комплекс «Пулково-2», грузовой терминал Пулково и т.д. Но в последние годы «Компакт» не получал крупных контрактов, в итоге выручка компании сократилась с 10 млрд рублей в 2014 году (чистая прибыль 536 млн рублей) до 27 млн в 2017-м (убыток 168,4 млн). В адрес компании посыпались сотни судебных исков от заказчиков — за срыв сроков и некачественное выполнение работ, а также от субподрядчиков и поставщиков — за неплатежи. Например, в 2014 году «Сколково» потребовало с «Компакта» около 280 млн рублей за срыв сроков строительства технопарка. В 2015 году заказчик выставил «Компакту» штраф 23,1 млн рублей за нарушение порядка привлечения субподрядчиков (суд утвердил 17,3 млн) А в 2016-м «Сколково» предъявило подрядчику претензии на 374 млн рублей за некачественную работу и срыв сроков строительства (рассмотрение дела не завершено). Аэропорт Курумоч также оказался недоволен тем, как «Компакт» построил объект, и в 2016 году выставил подрядчику неустойку 777 млн рублей. В 2017 году аэропорт потребовал еще и уменьшить сумму контракта с «Компактом» на 28,8 млн рублей. В частности, в одном месте на здании аэропорта вздулась металлическая кровля, в другом кровлю вовсе сорвало ветром и один кусок унесло на перрон, а другой «намотало на надпись «Самара» на крыше». Разбирательство по этому делу тоже пока не завершено. В январе 2019-го «Юникредит банк» выставил «Компакту» иск 605,6 млн рублей — в связи с кредитом, который подрядчик брал в банке для проекта в Сколково. В 2016-2018 годах «Компакт» получил 10 банкротных исков от кредиторов. «Дочка» «Компакта» — ЗАО «Метробетон» — в прошлом один из крупнейших поставщиков бетона для подземки — сейчас проходит процедуру банкротства: в октябре 2010 года в компании введено наблюдение.