«Детский шантаж Цивилева». Губернатор Кузбасса «продал» «Юрмаш» УГМК без ведома Чемезова?
«У завода большие проблемы» Интересно, что вопрос на отчетной конференции не был посвящен проблемам «Юргинского машиностроительного завода». Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев, говоря о моногородах, неожиданно затронул тему Юрги и тамошней котельной, которая как раз входит в состав «Юрмаша». «У этого завода очень большие проблемы с загруженностью и с долгами, очень большие долги за газ перед «Газпромом», за уголь – перед поставщиками на котельную, и эта ситуация лихорадилась. Как только я пришел заместителем по промышленности, «Юргинский машиностроительный» сразу попал в сферу моей компетенции, я поставил задачу разработать финансовый план оздоровления, это было начало марта. Его до сих пор нет. И летом прошлого года мы приняли решение искать другого собственника на «Юрмаш», – рассказал Цивилев. По его словам, администрация Кемеровской области «приступила к серьезным переговорам» между АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» и ООО «УГМК-Холдинг». «На сегодня сделка находится в финальной стадии и в ближайшее время будет закрыта. Владельцем «Юрмаша» с котельной станут структуры «УГМК-Холдинга», – пояснил губернатор Кузбасса. В «УГМК-Холдинге» в ответ на запрос корреспондента «ФедералПресс» о сделке с УВЗ от комментариев воздержались. «Воздержимся от любых комментариев», – заявила заместитель руководителя пресс-службы УГМК Нина Пелевина. Представитель «Уралвагонзавода», в свою очередь, в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» заметил, что «по правилам хорошего тона сначала спрашивают выгодополучателя, а потом всех остальных». «Если они воздерживаются, то и мы займем аналогичную позицию», – уточнил представитель компании. Не смогли прояснить ситуацию с продажей актива и в профсоюзе «Юрмаша». «Не могу прокомментировать, что происходит на заводе. Да, определенные слухи о смене собственника ходят, но они ничем не подтверждаются. Официально слышал только от губернатора. Однако никакой конкретики никто не знает», – рассказал «ФедералПресс» представитель профсоюзной ячейки «Юрмаша». О том, что «слухи ходят», в своем комментарии упомянул и эксперт ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев. «Собственно, у нас нет никакой официальной информации. Конечно, причин могут быть сотни: это и смена приоритетов в части ведения бизнеса, и попытки рассчитаться с повышенной долговой нагрузкой, и какие-то внутренние причины, все что угодно. Но, смотрите, сделку вообще ничего не предвещало – не было крупных судебных исков к «Юрмашу» по банкротству, ни претензий по большой задолженности, ни информации, что бенефициары готовы поменять свои интересы. Вообще ничего не звучало. Поэтому мы не можем множить слухи, а гадать на кофейной гуще – дело неблагодарное», – подытожил эксперт. Возможная смена собственника, если таковая действительно происходит, согласуется со стратегией социально-экономического развития, которую Цивилев презентовал осенью прошлого года. Замдиректора Института политики и технологий Михаил Большов связал заявление с «многолетним негативным бэкграундом «Юрмаша» и «Стратегией 2035». «Во время избирательной кампании Цивилев говорил о стратегии социально-экономического развития Кузбасса. И чем это не пример ее исполнения? Если ему удастся решить вопрос с этим моногородом, в регионе на одну точку напряжения станет меньше», – уверен Большов. Долги и «нервная обстановка» Зачем «Уралвагонзаводу» продавать «Юрмаш»? По мнению ведущего аналитика агентства Amarkets Артема Деева, УВЗ стремится избавиться от «непрофильных активов, чтобы сосредоточиться, среди прочего, на выпуске военной продукции и снизить высокую долговую нагрузку». Что касается УГМК, то Деев видит покупку как «политически правильный ход». «Принадлежащий акционерам УГМК «Трансмашхолдинг» – крупнейший в России поставщик вагонов для метро и РЖД. При таких гигантских объемах госзаказа вполне реально загрузить «Юрмаш» и выправить его финансовое положение. Это позитивно и с политической точки зрения, поскольку за счет госзаказов будут загружаться российские компании. То есть для ТМХ это будет профильная покупка», – пояснил аналитик. Его предположение косвенно подтверждается не самым стабильным финансовым положением «Юрмаша». Согласно данным из базы «СПАРК-Интерфакса», кредиторская задолженность с 2013 по 2017 год выросла более чем в два раза – с 2,3 до 4,8 миллиарда рублей. Непокрытый убыток в 2017 году составил 5 миллиардов рублей. При этом высока и дебиторская задолженность – 1,3 миллиарда рублей. Финансовые проблемы отзываются на самом предприятии. Как рассказал «ФедералПресс» один из сотрудников «Юрмаша», пожелавший остаться неназванным, на заводе по 2–3 месяца задерживают заработную плату и массово увольняют рабочих предпенсионного возраста. «Пытались проводить реструктуризацию, обособить машиностроение и металлургическое направление, реанимировать контакты и отношения с заказчиками. При этом УВЗ проводит постоянные проверки на профпригодность и технику безопасности. Все это создает нервную обстановку», – рассказал сотрудник «Юрмаша». Проблемы «Юрмаша», по словам инсайдера, распространились и на непрофильный актив – котельную: «В нынешнюю зиму вошли с шестью котлами, без какого-либо резерва. Оборудование ТЭЦ настолько изношенное, что может выдавать только 60–70 % мощности. Если попытаться дать полную мощность, то все оборудование повылетает. УВЗ проводил только косметические ремонты. В результате Юрга мерзнет» С другой стороны, в начале сентября прошлого года гендиректор «Юрмаша» Анатолий Лазарев в интервью Юргинской телерадиокомпании рассказывал, что УВЗ выделил корпоративный заем на ремонт первого и шестого котла ТЭЦ, при этом отмечая, что «оборудование сильно убитое». «Ошибки прежнего руководства и дискриминационная тарифная политика привели к тому, что ТЭЦ не хватает денег для закрытия издержек. Ремонт идет в авральном режиме, у нас топливное снабжение, ресурсами завода не можем перекрыть, сейчас завозим уголь, подстрахуемся газом, ситуация сложная», – говорил Лазарев. «Вы понимаете вес «Ростеха» и вес УГМК?» Вообще из интервью Лазарева «Юрмаш» хоть и выглядит проблемным активом, но не безнадежным. «Мы ищем новые ниши, восстановили производство масло-жирового оборудования, модернизировали его. Хотим вернуться на грузоподъемную технику. По поручению главы региона мы вошли в кооперацию с машиностроительными предприятиями Кузбасса, такими как «Объединенные машиностроительные технологии» и «Анжеромаш» и готовимся к участию в тендере на поставку механизированного комплекса в компанию «Колмар». Мы объединили свои усилия, создали проектный офис, перспектива есть», – рассказывал гендиректор «Юрмаша». Лазарев также упоминал и «широкий взгляд на разные сферы и рынки, чтобы диверсифицироваться». Конкретно, генеральный директор завода говорил о «возвращении в гособоронзаказ». «Перспективы очень серьезные, были включены в реестр оборонно-промышленного комплекса. Готовимся войти в реестр стратегических предприятий, наши вопросы вынесены в военно-промышленную комиссию РФ. При этом мы сохраняем все свои прежние компетенции, у нас полный цикл создания горношахтного оборудования», – отмечал Лазарев. Судя по этой информации, «Юрмаш» при всех своих проблемах пытается нащупать верный путь развития и идет неким заранее продуманным курсом, что вступает в противоречие со словами губернатора Цивилева об отсутствии финансового плана оздоровления. Тогда можно предположить, что выступление главы региона было попыткой давления на руководство завода и собственников, чтобы те решили проблему с подачей тепла и выплатой задолженности по заработной плате. К такому выводу пришла и директор региональных программ Независимого института социальных исследований Наталья Зубаревич. Она уверена, что губернатор Кемеровской области «пытается давать сигналы теми доступными способами, которые считает приемлемыми». «Потому что в случае проблем с подачей тепла отвечать будет Цивилев – все шишки упадут на губернатора, а не на УВЗ», – объяснила эксперт. В этом свете Зубаревич крайне скептично относится к продаже «Юрмаша»: «Если глава «Ростеха» Сергей Чемезов не захочет отдать «Юрмаш», то никакая УГМК его не получит. Вы понимаете вес «Ростеха» и вес УГМК? Да, Махмудов и Козицын – неплохие ребята, но с Чемезовым они не будут бодаться в любом случае. И потом, в чем выгода УГМК, если она будет как кризис-менеджер? Если УГМК интересно перепрофилирование, то не понимаю, для чего? У них собран пакет заводов «Трансмашхолинга» и локомотивостроение и вагоностроение, у них хороший альянс с РЖД, зачем им лежачий завод в Сибири?». По мнению эксперта, корпорация «Ростех» «особо не скидывает активы». «Там 600 с лишним предприятий, и немало в плохом финансовом состоянии. Чтобы Чемезов что-то отдавал – я о таком не знаю. Поэтому расцениваю заявление Цивилева как игры и детский шантаж в отношении УВЗ, потому что где Цивилев и где структуры Чемезова? Это очень несерьезно», – констатировала Наталья Зубаревич. «Авансы и пряники» В случае, если продажа «Юрмаша» состоится и новым владельцем станут структуры УГМК, то в Юрге не исключен «уральский» вариант развития событий. Речь идет о механизмах сращивания бизнеса и власти, когда руководителями городских администраций и депутатами гордум становятся бывшие работники УГМК. Так, например, обстоят дела в Верхней Пышме. Сильны позиции структур Козицына и Махмудова в Кировграде и Красноуральске, где находятся производственные мощности медников. Однако Кузбасс – это не Свердловская область, чтобы говорить о непременной замене действующего главы Юрги Сергея Попова на некоего малопонятного «варяга» с Урала или из «Кузбассразрезугля» (КРУ), местной «дочки» «УГМК-Холдинга». Более того, недавнее присвоение председателю совета директоров КРУ Андрею Бокареву звания почетного гражданина Кемеровской области – чуть ли не первый публичный реверанс от Сергея Цивилева к «УГМК-Холдингу». И при этом все равно не совсем ясно, что это – приглашение к новой фазе диалога или подтверждение уже имеющихся заслуг? Потому что те социальные обязательства, которые в прошлом году выполнил КРУ, были взяты еще во времена Амана Тулеева. Как строительство 17-километрового участка Бачатский – Старобачаты в течение двух лет. Да и формулировка награждения Бокарева «за большой личный вклад в развитие угольной промышленности Кузбасса» также свидетельствует о «делах минувших дней». Бытует мнение, что награждение Бокарева, скорее, явилось представлением олигарха широкой общественности, потому и были подобраны такие формулировки, как «большой личный вклад» и «активная государственная позиция». «Если сделка по «Юрмашу» действительно состоится, то награду можно рассматривать как аванс, чтобы человек проникся ситуацией и ощущал свою востребованность на уровне политического истеблишмента Кемеровской области. Тогда завод станет не более чем дополнительным социальным обязательством, которое необходимо будет тянуть за очень весомые финансовые и экономические пряники», – поделился мнением директор экспертного фонда «Сибирская политика» Игорь Украинцев. Пример «социальных обязательств» – деятельность УГМК в Новохоперском районе Воронежской области, где уральскому бизнесу дали лицензию на разработку никелевого месторождения. Строительство горно-обогатительного комбината намечено на 2021 год, пока же медники всеми силами стараются загладить свою прежнюю конфронтацию с экологами и общественниками, которая тянулась почти семь лет, активно вкладываясь в социальную политику и выделяя транши на развитие районных территорий. Но все же одно дело – это никель, а другое – предприятие, которому нужны миллиардные инвестиции для оздоровления. И «мохнатую руку» Цивилева сюда тоже не подсоединишь – даже в упомянутом Лазаревым тендере, который проводил «Колмар», «Юрмашу» не удалось победить, – об этом сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе угольной компании. Вполне возможно, что губернатор Кузбасса, действительно, отчаянно блефует и пытается выдать желаемое за действительное, иначе бы его реверансы в сторону «УГМК-Холдинга», по мнению наблюдателей, были гораздо материальнее.