Спад продаж и забастовка. Группу НЛМК ждет сокращение заказов

Цифры не лгут В 2018 году группа НЛМК, если верить ее отчетности, достигла неплохих результатов: выплавка стали увеличилась на 2 %, до 17,493 млн тонн, загрузка сталеплавильных мощностей – на 1 %, до 99 %. Сбыт полуфабрикатов скакнул на 20 %, до 6,828 млн тонн. Благостную картину слегка смазало серое пятнышко – продажи готовой продукции остались в минувшем году практически неизменными: 10,757 млн тонн. Реализация сортового проката и метизов приподнялась на 6 %, до 2,408 млн тонн, плоского же сползла на 2 %, до 8,349 млн тонн. Анализируя структуру сбыта группы НЛМК, мы легко увидим грядущие проблемы. Например, в сегменте «Плоский Прокат Россия» заметен спад продаж горячекатаного проката на 13 %, до 2,303 млн тонн, холоднокатаного – на 7 %, до 1,447 млн тонн, динамной стали – на 6 %, до 0,281 млн тонн. Реализация кокса с «Алтай-Кокса» провалилась на 12 %, до 3,556 млн тонн. Разделив же отгрузки между российским и зарубежными рынками в рамках сегмента «Плоский Прокат Россия», начинаешь понимать, что родина не манит группу НЛМК, – сбыт на отечественном рынке рухнул на 8 %, до 4,045 млн тонн. Реализация стальных полуфабрикатов упала на 30 %, до 0,514 млн тонн, горячекатаного проката – на 13 %, до 1,434 млн тонн, холоднокатаного – на 8 %, до 0,846 млн тонн. На экспортном направлении она тоже теряет позиции – поставки горячекатаного проката за границу уменьшились на 14 %, до 0,869 млн тонн, холоднокатаного – на 6 %, до 0,601 млн тонн, динамной стали – на 10 %, до 0,22 млн тонн, проката с полимерными покрытиями – на 35 %, до 0,008 млн тонн! В пресс-релизе группы НЛМК, посвященном операционным результатам за 2018 год, дается интересное объяснение причин кризиса, охватившего сегмент «Плоский Прокат Россия», – продажи на внутреннем рынке сузились из-за «снижения спроса в сегментах труб большого диаметра и строительства, а также на фоне проведения планового ремонта оборудования производства горячекатаного проката». В сегменте «Сортовой Прокат Россия» виден повсеместный рост, лишь продажи метизов снизились на 7 %, до 0,252 млн тонн, лома на НЛМК – на 9 %, до 1,567 млн тонн. Впрочем, метизы никогда не были коньком группы НЛМК, она сильно проигрывает «Северстали», обладающей более современными активами, лом же не играет ведущей роли в выплавке стали. Спрос опасается сужения Прогнозов на 2019 год группа НЛМК не сделала, на запрос «ФедералПресс» ее пресс-служба комментариев не предоставила, придется попробовать заглянуть в будущее вместо нее. Поставки плоского проката априори ориентированы на две важные области потребления – строительство и автомобилестроение. В строительстве ожидается спад темпов возведения и ввода в эксплуатацию жилых зданий – со второй половины текущего года девелоперы, привлекающие средства граждан, будут обязаны аккумулировать их на эскроу-счетах, не имея права пользоваться ими до сдачи домов и заселения в них жильцов. Им придется получать кредиты в банках, и без того с неохотой финансирующих застройщиков. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов уменьшение круга строительных компаний, способное вызвать цепную реакцию: сокращение новых девелоперских проектов – спад заказов на оцинкованный и окрашенный прокат. Промышленное и дорожное строительство не смогут переломить положение дел. Автопром пробуксовывает, и пусть данные Федеральной службы государственной статистики не вводят нас в заблуждение. КамАЗ уже объявил о планируемом снижении сбыта автомобилей на 9,5 %, до 39 тыс. штук. АвтоВАЗ никаких анонсов не делал, хотя сбрасывать со счетов аналогичный сценарий не стоит. Американский Ford прорабатывает для себя варианты ухода из России, несмотря на наличие трех совместных с Sollers заводов суммарной мощностью 360 тыс. машин в год (в 2008 году его Ford продал в нашей стране 180 тысяч автомобилей, в 2018-м – с трудом 50 тысяч). Явно в 2019 году автомобилестроение подсократит закупки листа. Сортовой прокат продается исключительно для нужд строительства. Помимо грядущей стагнации в девелопменте, перед группой НЛМК встает серьезная угроза в лице готовящегося к запуску комбината «Тулачермет-Сталь», долго и упорно сооружаемого Промышленно-металлургическим холдингом. «Тулачермет-Сталь», равно как и электрометаллургический завод «НЛМК-Калуга», находится в Центральном федеральном округе, отличающемся значительными объемами потребления арматуры, уголков, швеллеров и пр. В него стараются сбывать сортовой прокат все кому не лень – от «Северстали» до «Мечела». Против «Тулачермет-Стали» НЛМК-Калуга выглядит слабым игроком. «Тулачермет-Сталь» будет работать на чугуне, НЛМК-Калуга через «Вторчермет НЛМК» cнабжается ломом и зависит от его заготовки, имеющей сезонный характер: зимой скрап лежит под снегом и его сбор минимален, максимум достигается летом. «Тулачермет-Сталь» может предложить потенциальным клиентам низкие цены, стремясь пробиться на рынок и вытесняя с него НЛМК-Калуга. Заграница нам не поможет На глобальный рынок группе НЛМК не стоит возлагать радужных надежд – он неумолимо закрывается. С февраля в Европейском союзе будут квоты на ввоз из России катанки и арматуры. До конца июня российские производители смогут беспошлинно продать на европейский рынок ничтожные 123 тыс. тонн катанки и 94 тыс. тонн арматуры, в последующие 12 месяцев – 316 и 242 тыс. тонн соответственно. Квоты однозначно тесноваты для них, и борьба за них разгорится нешуточная. Принадлежащие группе НЛМК заводы в Европе погоды ей не сделают. На прошлой неделе забастовали сотрудники прокатного предприятия NLMK Clabecq (Бельгия), осчастливленные высокооплачиваемыми менеджерами, известившими их о предстоящем увольнении половины персонала. Спрос на толстолистовой прокат не укрепляется, загрузка у NLMK Clabecq не превышает 60 %, он не вылезает из убытков. Похоже, «великие управленцы» в группе НЛМК не знают рецепта «выздоровления» NLMK Clabecq, обрекая его на умирание. Не считая Европейского союза, группа НЛМК владеет тремя заводами в США, способными выплавлять 0,7 млн тонн стали и выпускать 2 млн тонн проката в год. На них никто не покушается. Пока. Отношения между Россией и США напряженные, и рано или поздно за американские предприятия группы НЛМК власти Нового Света могут взяться не на шутку. Методология элементарная – пришлют шустрых фискалов, быстренько откопающих неуплату налогов, и дело в шляпе. Могут, не разводя бюрократии, и попросту отобрать заводы – интересанты из бизнеса, желающие забрать их по дешевке или вовсе на халяву, легко найдутся. С чистым долгом у группы НЛМК тоже непорядок – растет-с. По итогам девяти месяцев 2018 года он увеличился на 16 %, до 865 млн долларов. По курсу 65 рублей за один доллар он эквивалентен 56 млрд рублей с копейками. У Промышленно-металлургического холдинга, возящегося с «Тулачермет-Сталью», в конце июня он достиг почти 54 млрд рублей. Сравнение некорректное с точки зрения бухгалтерского учета, зато наглядное – финансовое состояние группы НЛМК на поверку оставляет желать лучшего, и нет никакой гарантии, что сегодняшний лидер черной металлургии России завтра не превратится в жалкого неудачника. Ждать подобного сценария развития событий, возможно, осталось недолго. Фото: pixabay.com, ФедералПресс / Елена Майорова

Спад продаж и забастовка. Группу НЛМК ждет сокращение заказов
© РИА "ФедералПресс"