Войти в почту

В долгу у богини или за кредитом в храм

Москва, 19 января - "Вести.Экономика" Крупнейшими кредиторами как частных лиц, так и городов-государств в истории Древней Греции и Афин являлись религиозные храмы. Как и в других государствах древности, они обладали огромными финансовыми ресурсами и имуществом, выступали в роли основных депозитарных и кредитных учреждений. Почему древние греки шли за деньгами не банки, а в храм - в материале журнала "Бюджет". Появление у храмов кредитных функций вытекает из их богатства и того факта, что храмы в древности находились под «охраной богов» и считались безопасным хранилищем ценностей. Они располагали крупной земельной собственностью, вели большое хозяйство, имели свои торговые дома, мастерские, рабов и арендаторов, обрабатывающих храмовые земли. В результате, греческие храмы в качестве субъектов экономической, финансовой и кредитной деятельности играли более значительную роль, чем древнегреческие полисы. Собственные богатства храмов, возникающие в результате их хозяйственной и торговой деятельности, скопление ценностей, отданных на хранение, давали жрецам и жрицам возможность активно кредитовать как частных лиц, так и города-государства и увеличивать свои доходы за счет процентов. По свидетельству древнегреческого историка Диона Хрисостома, в Эфесе, в знаменитом храме богини Артемиды (считавшимся одним из семи чудес света Древнего мира и сожженного ради получения сомнительной славы Геростратом) скопились значительные денежные суммы, которые помещались туда как в безопасное хранилище частными лицами из многих полисов-государств, самими государствами и царями. Храмы Древней Греции не занимались, однако, кредитной эмиссией и не увеличивали своими долговыми операциями количество денег в экономике древнегреческих полисов. Эта способность кредитных учреждений была открыта только через два тысячелетия. В результате такой практики к разряду государственных доходов греческих полисов уже в V веке до н. э. стали относиться и займы, получаемые в критические моменты у религиозных храмов. Так, например, в 422 году до н. э. Афинами был произведен колоссальный по тем временам заем у храма богини Афины, в сокровищнице которого накануне Пелопоннесской войны хранилось около 10 тыс. талантов. Коринф, готовясь к войне с Афинами в 432 году до н. э., намеревался привлечь займы в храмах Дельф и Олимпии. Наиболее подробно кредитные операции греческих храмов прослеживаются на примере хорошо сохранившегося архива надписей в храме Аполлона на острове Делос и храма Аполлона в Дельфах, которые занимали особое финансовое положение и хранили вклады практически со всего греческого мира. В течение нескольких столетий делосский храм Аполлона выдавал ссуды под 10 % годовых. Эта норма была установлена законом и не подлежала изменению. Дошел до нас список из 82 должников храма, получивших ссуды под залог домов, земли, ремесленных мастерских. КАК ВЗЯТЬ ИПОТЕКУ? Быстрый рост торгового капитала и переход на денежный расчет привели к развитию ростовщичества в торговле, которое приняло очень большие масштабы. Ростовщики давали ссуды под залог земель (земельный кредит), городских домов (городской кредит), кораблей и привозимых в них товаров (морской кредит). Залог земли в обеспечение долга — ипотека (древнегреческий термин, сохранившийся в повседневной долговой и банковской практике до настоящего времени) имел особое значение в истории Афин и всего остального Древнего мира. Показательны многочисленные находки, относящиеся к IV–III векам до н. э., так называемые закладные столбы — небольшие каменные столбики, которые ставились в Древней Греции на границах земельного участка, служившего залоговым обеспечением по займу. Именно такой столбик первоначально и называли «ипотекой». На них высекали надписи с указанием заложенного имущества, имени кредитора и суммы долга или иного имущественного обязательства. Займы под залог земли были повседневным явлением во всех слоях древнегреческого общества, что быстро вело к росту социального расслоения, концентрации земельной собственности в руках немногих ростовщиков и, в итоге — к кризису полисной экономики, социально-политическому кризису и исчезновению древнегреческого полиса как такового. При ипотеке заложенная в обеспечение долгового обязательства земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательств должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательства. Принцип и практика ипотечного залога, отработанные в афинском праве, перекочевали затем в римское право и правовые системы средневековой Европы. В несколько измененном виде ипотека дошла и до современности. Обращение к займам и предоставление ссуд были обычным явлением повседневной экономической жизни Древней Греции IV века до н. э. На этот счет сохранилось множество достоверных ссылок в различных источниках. Кроме частных лиц и древнегреческих банков – «трапез», займы под залог земли, на морскую торговлю, на создание новых производств давали храмы, общественные организации — филы и фратрии. Такая практика свидетельствует о существовании постоянного спроса на заемные ресурсы и функционировании рынка. Средний размер ссуды в Афинах того времени составлял примерно 2250 драхм. Сотни состоятельных афинян получали ссуды, в основном, на потребительские цели, для торговых и морских предприятий. На смену устным и письменным соглашениям, скреплявшим сделки, но не имевшим юридической силы, и свидетельским показаниям при спорах по долговым сделкам приходит официальный документ. Отсутствие гражданских прав даже у крупных банкиров и невозможность для них проводить долговые сделки под залог недвижимости тормозили развитие экономики. Преобразования в этой области также принесла эпоха эллинизма. ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА И ЗАРОЖДЕНИЕ ВЕКСЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ Первые следы применения векселя встречаются в Греции только в эпоху эллинизма на рубеже I–II веков до н. э. Среди документов греческого полиса Арексины на острове Аморгосе найдено долговое обязательство, выданное полисом некоему Праксису из Наксоса, с которым был заключен договор займа на сумму в три таланта. В нем упоминается, что кредитор может потребовать сумму обратно как сам, так и через посредство другого лица и что уплата производится в Наксосе кредитору или его приказу. В итоге получается долговой инструмент, напоминающий простой вексель, снабженный приказом. В других долговых документах этого полиса содержатся приказы и обязательства уплаты долга предъявителю документа. Таким образом, при взыскании долга могло действовать помимо непосредственного кредитора третье лицо и возникла возможность перевода долговых обязательств на других лиц. Упомянутый Праксис является уже кредитором полиса, то есть города-государства. Появляются в эту эпоху и займы, заключенные между греческими государствами. Например, остров Перос привлек заем у острова Хиос, Афины привлекали займы в Тендесе, Фивах, Колофне и других полисах. Однако в большинстве случаев кредиторами греческих полисов выступали в ту эпоху частные лица или храмы. Начиная с IV века до н. э. появляется все больше свидетельств предоставления крупнейшими банкирами - трапезитами займов непосредственно греческим полисам, то есть государству. Фактически, появляется понятие государственного долга, существовавшего в форме двусторонних соглашений о займе. Никакой речи о выпуске ценных бумаг тогда идти не могло. Например, трапезит Формион, унаследовавший банк Пасиона, предоставил очень крупный заем непосредственно Афинам, который, по некоторым свидетельствам, ему пришлось отчасти синдицировать среди более мелких коллег и частных лиц. Появляется практика своеобразной «секьюритизации» налоговых платежей греческими полисами и получения под залог этого будущего денежного потока, переданного откупщикам, крупных займов. Ссылки на такую практику встречаются в древнегреческих трактатах по экономике. Известно, к примеру, что Александр Македонский получил заем в 30 талантов у афинских ростовщиков и трапезитов, отправляясь в свой исторический поход против Персии. Без этих денег ему просто нечем было заплатить за переправу своей армии из Македонии в Малую Азию и обеспечить ее содержание на первом этапе войны. Дальнейшая оплата войны и расплата по долгам шла уже за счет захваченных сокровищ царя Дария. Сергей ПАХОМОВ, доктор экономических наук, профессор МГУИЭ

В долгу у богини или за кредитом в храм
© Вести Экономика