Перипетии морского узла
Работа морского терминала стратегического значения, расположенного под Санкт-Петербургом, находится под серьезной угрозой. Что может стать препятствием на единственном прямом и независимом пути в калининградский эксклав и обратно? Об этом рассказали журналисты газеты «Новые известия». Сам решаю, кто будет работать? Им стало известно, что руководство ФГУП «Росморпорт» получило официальное письмо от генерального директора АО «МТП Усть-Луга» Евгения Савкина, которым топ-менеджер уведомил, что с 1 декабря 2018 года его организация не может продолжать работу в качестве оператора морского терминала МПК «Юг-2» в порту Усть-Луга. Причина - «прекращение права пользования причалами и другими объектами портовой инфраструктуры, находящимися на терминале, по независящим от АО «МТП Усть-Луга» обстоятельствам». Расторгнув договор в одностороннем порядке, Савкин также поставил «Росморпорт» перед фактом: операции с грузом и обслуживанием судов на Автомобильно-железнодорожном паромном комплексе (АЖПК) в Усть-Луге будут выполняться неопределенными лицами, которые будут привлекаться для этих целей по усмотрению МТП. Однако, информации о том, кто конкретно заменит «МТП Усть-Луга» в порту, в письме не было. Более того, решение Савкина о привлечении к работе сторонних организаций не было согласовано ни с правоохранительными, ни с надзорными органами. Мнения акционеров компании также не спросили. Известно, что Усть-лужский АЖПК – единственный в России транспортный объект, через который происходит доставка грузов, в том числе и специального назначения, в Калининградскую область и обратно без пересечения границ других государств. Это стратегический режимный объект с пограничной зоной. Как можно допустить там деятельность неизвестных лиц и организаций? Площадь комплекса составляет 23,65 га. В его железнодорожном парке - 16 путей протяженностью более 8 км. На них без труда размещаются двести грузовых вагонов. Специальные паромы способны перевозить железнодорожные вагоны, колесную и гусеничную технику высотой до 4,7 м и весом до 94 тонн. Территория, на которой располагается комплекс, относится к собственности государства в лице ФГУП «Росморпорт». Компания Савкина лишь арендует паромные причалы №24 и 25, входящие в АЖПК, но тем не менее этот человек позволяет себе диктовать правила собственнику. Решительно и смело действует Савкин и в отношении возглавляемой компании. Как сообщают СМИ, в конце прошлого года он уволил из «МТП Усть-Луга» весь персонал, а следом направил в контролирующие органы письма о добровольном отзыве собственных лицензий. По мнению «Новых известий», на череду странных решений Евгения Савкина может пролить свет история с банкротством ОАО «Транспортно-логистический комплекс» (ТЛК) и выставленным на аукцион имуществом этой компании. Свой среди своих? ТЛК в Усть-Луге владеет терминалом МПК «Юг-2». Уже почти год на торгах продают и терминал, и права на аренду земли у Росморречфлота, комитета по управлению имуществом Кингисеппского района Ленобласти, а также комитета по природным ресурсам Ленобласти. Владельцем ТЛК ранее был Валерий Израйлит. В ноябре 2018 года, как сообщалось в различных СМИ, 76,55% акций комплекса выкупила «Холдинговая компания «Новотранс». Евгения Савкина многие в бизнес-кругах называют человеком Ильи Трабера, известного петербургского предпринимателя. И его несогласованные ни с кем решения и действия, предположительно, могут объясняться стремлением бизнесмена Трабера к консолидации портовых активов Ленобласти. По информации СМИ, в 2018 году именно он стал основным совладельцем ООО «Новые коммунальные технологии» (НКТ) — залогового кредитора ТЛК. По данным СПАРК, у Ильи Трабера 45% в НКТ. Как сообщали ранее СМИ, доли владельцев НКТ находятся в залоге у офшорной компании «Мэйпл Вудленд Лимитед», зарегистрированной на Маршалловых островах, ассоциированных с США. Отметим, что о дальнейшей судьбе имущества ТЛК пока ничего неизвестно. Те, кто хотел поучаствовать в аукционе, не смогли получить доступ к документам, которые бы раскрывали обременения ТЛК. Как писала газета «Коммерсантъ», они связаны с договорами аренды и субаренды, которые заключил с НКТ конкурсный управляющий ТЛК Андрей Мариничев. Ещё в начале 2018-го года владельцы НКТ выкупили через нескольких посредников долги комплекса у Сбербанка размером в 5,2 млрд руб. Получив статус залогового кредитора, компания заявила о требовании повысить проценты за пользование заемными средствами, включая неустойку. По этой причине долги ТЛК выросли в два раза, а вместе с ними и сумма кредитов подскочила до 10 млрд руб. Вместе с тем подробности этих соглашений, а также информация по субаренде земельных участков, условиях, суммах до сих пор не обнародованы. Потенциальные покупатели направляли жалобы в петербургское УФАС, где обращали внимание на грубейшие нарушения обязательных процедур со стороны организаторов торгов, а также на тот факт, что торги все время отменяются под предлогом отсутствия желающих купить активы комплекса. Жалобы были перенаправлены в центральный аппарат ФАС России, который признал жалобы необоснованными. Несостоявшиеся участники торгов и акционеры ТЛК будут обжаловать это решение. Такое развитие событий наводит на мысль, что действия Андрея Мариничева и «независящие от АО «МТП Усть-Луга» обстоятельства», фигурирующие в письме Евгения Савкина, возможно, связаны между собой. Об истинной цели подобных действий можно только догадываться, но они явно не соответствуют интересам конкретного стратегического порта и государства в целом. Самое время контролирующим и правоохранительным органам обратить внимание на непростую ситуацию, складывающуюся в Усть-Луге.