В метро отмывают свои
Контракты стоимостью 3,6 млрд рублей на уборку объектов ГУП «Петербургский метрополитен» получила связанная с ним компания ООО «Люкссервис». Подрядчику достались пять четырехлетних контрактов на 3,1 млрд рублей и два двухлетних — на 0,5 млрд. Первоначальная стоимость всех договоров превышала 4,8 млрд рублей, но подрядчик снизил сумму на 25%. Соперниками «Люкссервиса» в торгах были ООО «ОМС-Центр» (принадлежит москвичам Татьяне Попович и Дмитрию Можаровскому), петербургское ООО «Актив групп» (принадлежит Марату Тамазяну) и московское ООО «Благоустройство Запсиба» (учредители — ООО «Вилмар» и ООО «Трент»). Однако их заявки метрополитен отклонил по формальным признакам. Предыдущий четырехлетний подряд на уборку метро (2014-2018 годы) стоимостью 2,39 млрд рублей также выполняло ООО «Люкссервис». Сценарий конкурса был похожий: отклонение заявок конкурентов и снижение победителем цены контракта на 21%. Проигравшие конкуренты считают, что это не случайное совпадение, так как «Люкссервис» аффилирован с заказчиком контракта — ГУП «Петербургский метрополитен». Сыграли по-родственному ООО «Люкссервис» создано в 2003 году, тогда оно называлось ООО «Метролюкссервис», а учредителями были ГУП «Петербургский метрополитен» (10%) и московская бизнес-леди Ирина Левина (90%). В 2016 году ООО утратило приставку «метро», а в 2017-м ГУП вышел из состава учредителей. Теперь 55% долей у многолетнего директора «Люкссервиса» Вероники Писаревой, а 45% — у Левиной. Писарева — бывшая сотрудница ГУП, говорят участники рынка, а вот роль Ирины Левиной в компании покрыта тайной. В портфеле «Люкссервиса» контракты на 99,9 млрд рублей, из них доля «Петербургского метрополитена» — 98,7 млрд. «В условиях участия в прошлом конкурсе, в 2013 году, было указано, что претендент на подряд должен иметь опыт работы на объектах метрополитена. Но поскольку до этого никто кроме «Люкссервиса» там не работал, то всех остальных просто не допустили до участия», — рассказал МГ представитель компании-участницы торгов. У участников последних торгов конкурсная комиссия нашла ошибки в характеристике моющих средств, которые они планируют применять для уборки метро, в расчетах дозировки и т.д. Только у «Люкссервиса» ни единой помарки. «Конкурсная документация на сайте госзакупок опубликована 18 декабря 2018 года намного позже окончания рабочего дня — после 21:00. Все участники собирали документы две-три недели — и все равно допустили ошибки. А «Люкссервис» подал заявки уже 19 января около 15:00 — и к нему ни одной претензии. То есть компания заранее знала условия конкурса и подготовилась к нему», — предполагает представитель другой конкурент «Люкссервиса». Конкурентам не хватает веса Ни одна из опрошенных МГ компаний, чьи заявки отверг метрополитен, никогда не пыталась опротестовать результаты конкурса или пожаловаться на некорректность условий в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). «У метрополитена слишком большой авторитет, чтобы наш голос кто-то услышал», — уверен участник конкурса. Даже бизнесмены с весьма весомым авторитетом проигрывают в борьбе со структурами ГУП «Петербургский метрополитен». Так, в 2016 году отказал крупнейшему российскому производителю спецодежды «БТК Групп» Таймураза Боллоева, претендовавшему на контракт в 655 млн рублей по пошиву униформы для сотрудников подземки. Победила аффилированная с ГУП прачечная «Метрохим» (у ГУП 2%, остальные доли делят Ирина Курлат, Мурад Тангиев, Юрий Щербатюк и Игорь Киппер), хотя у нее даже нет собственных производственных мощностей. За 2013-2018 годы «Метрохим» заключил госконтракты на сумму 725 млн рублей на прачечные услуги, из них на 723 млн — с метрополитеном. «БТК Групп» попыталась оспорить выводы конкурсной комиссии в ФАС, но безуспешно.