Войти в почту

«Еще одна точка убыточности». Нижегородские депутаты против второй «шайбы» на Стрелке

Реалистично и без шапкозакидательства Стоимость содержания стадиона «Нижний Новгород», построенного на Стрелке к чемпионату мира по футболу и рассчитанного на 45 тыс. жителей, в областном законодательном собрании обсуждали неоднократно. Весной этого года Минспорта России обнародовалопроект концепции наследия чемпионата мира по футболу, в котором расходы на эксплуатацию стадиона в Нижнем Новгороде за пять лет прогнозируются в сумме 1,7 млрд рублей за счет федерального и областного бюджетов и внебюджетных источников. В четверг областное правительство представило депутатам рабочий вариант финансово-экономической модели развития стадиона. Документ еще находится на обсуждении с Минспорта РФ, которое в случае предоставления успешного бизнес-плана обещает дать субсидию на пять лет на оплату коммунальных расходов стадиона, рассказал министр спорта региона Сергей Панов на заседании комитета заксобрания по бюджету и налогам. И. о. заместителя губернатора Александр Югов подчеркнул, что стадион перейдет из федеральной собственности в областную в середине 2019 года или чуть позже, однако все 100 % содержания спортивного сооружения в следующем году подразумеваются за счет федеральных средств. Начиная с 2020 года и до 2023 года включительно компенсации подлежит разница между расходами и доходами в соотношении 95 % из федерального бюджета и 5 % из областного. По мнению председателя бюджетного комитета Александра Шаронова, это разумный подход, чтобы область была мотивирована на ускоренное сокращение убытков. Как следует из информации, предоставленной парламентариям (имеется в распоряжении «ФедералПресс»), к 2024 году предусматривается выход нижегородской арены на безубыточную эксплуатацию. Доходы стадиона с НДС в 2024 году прогнозируются в размере 271 млн рублей в ценах 2018 года (343 млн рублей – в ценах 2024 года); расходы с НДС и без амортизации – 262 млн и 332 млн рублей соответственно. Условно-постоянные расходы (с НДС) планируется сократить на 34 % – с 381 млн рублей в этом году (данные ФГУП «Спорт-Ин») до 251 млн рублей в 2024 году в ценах 2018 года. Планируется получить экономию 41 % по коммунальным расходам за счет пересмотра тарифа, по расходам на уход за полем (30 %), инженерно-техническое обслуживание (20 %) и клининг (25 %), начиная с 2020 года – за счет заключения долгосрочного контракта. Кроме того, за счет исключения повышенных требований FIFA, которые были в 2018 году, предполагается экономия на охране (32 %) и страховании (83 %). Стадион будет нести расходы на питание и сервис в VIP-зоне, но одновременно и получать доходы от VIP-мест. По другим переменным расходам, в том числе на проведение матчей, планируется компенсация. Доходы от проведения матчей, по прогнозу, составят 16 % в совокупной выручке, доходы от нейминга – 35 % (при годовой посещаемости стадиона около 1 млн человек), еще 35 % – доходы от долгосрочной аренды.Арендопригодную площадь арены планируется увеличить с нынешних 7 тыс. кв. метров до 15 тысяч за счет локальных перепланировок. Предполагается, что доля сданных площадей к 2024 году составит 95 %. Оценивая доклад, глава комитета Александр Шаронов отметил, что оптимизм вызывает более реалистичный подход к вопросу содержания арены. «Год назад мы видели, если честно, шапкозавидательский подход, что мы немереное количество квадратных метров сдадим по цене, как будто это недвижимость класса А в центре Нижнего Новгорода. То, что мы слышали год назад, вызывало огромные сомнения. Теперь очевидно признается то, что объект будет убыточным, дотационным на среднесрочную перспективу», – резюмировал Шаронов. Жажда скорости и федеральных денег О стадионе на заседании комитета говорили и в разрезе другого намечающегося на Стрелке масштабного строительства, а также концепции развития этой территории в целом. Поводом была поправка фракции КПРФ о сокращении расходной части областного бюджета на 2019 год на 229,5 млн рублей, выделяемых на разработку проектно-сметной документации (ПСД) ледового дворца на Стрелке. Министр финансов Нижегородской области Ольга Сулима объясняла, что наличие ПСД с положительным заключением Главгосэкспертизы является одним из условий выделения федеральных средств на строительство объекта. Ранее ГКУ «Нижегородстройзаказчик» объявило конкурсна проектные и изыскательские работы для «универсального спортивного комплекса с искусственным льдом». Начальная (максимальная) цена этих работ – 106,6 млн рублей. Согласно техническому заданию, ледовый дворец рассчитан на 12 тыс. зрительских мест, его общая стоимость не превышает 6 млрд рублей. Предполагается, что в ледовом дворце будут три арены: основная, тренировочная и для керлинга, универсальный и тренажерные залы. Рассмотрение заявок участников намечено на 13 декабря, однако пока итоги конкурса на сайте госзакупок не опубликованы. Разговор о финансовой стороне вопроса перерос в споры, надо ли быть ледовому дворцу на Стрелке вообще. Министр строительства Нижегородской области Алексей Сыров аргументировал эту локацию тем, что «по крайней мере там вся инфраструктура есть, и она новая». Похоже, министра не смутило, что на Стрелке будут две «шайбы»: «Там может еще и третья появиться». Сыров сослался на то, что директор областного департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Александр Бодриевский и главный архитектор региона Сергей Попов общались с проектировщиками и общественностью. Однако некоторые депутаты оказались не в курсе каких-либо общественных слушаний и создания рабочей группы по развитию Стрелки, которая в ноябре анализировала возможные площадки для размещения ледовой арены. И подвергли сомнению целесообразность концентрации масштабных спортивных сооружений на Стрелке. «Вопрос-то в чем: мы сейчас расчистили территорию на Стрелке, и сейчас будем все, что можно, пихать. Там можно и дополнительную взлетно-посадочную полосу аэропорта сделать, территория позволяет», – иронизировал заместитель заксобрания Александр Табачников. По его мнению, нужно оценить, в том числе, человеческие потоки на случай одновременного проведения мероприятий на стадионе и в ледовом дворце. Депутат Леонид Гойхман заявил, что жители его округа – микрорайона «Седьмое небо», Ярмарочного проезда, улицы Бетанкура и других прилегающих территорий – «очень недовольны» постоянными пробками, дезорганизацией движения и парковками во дворах во время матчей на стадионе. К мнению Гойхмана присоединился Владимир Паков: «Бардак творится страшнейший. Если туда еще впихать какое-то сооружение, жители против». «К сожалению, принимая решения в старом стереотипе «Появилась надежда взять федеральные деньги, поэтому нужно срочно расходовать деньги на проектирование», мы совершенно определенно рожаем еще одну точку убыточности, – отметил депутат Надир Хафизов. – И это обстоятельство побуждает острейшим образом ставить вопрос финансовой успешности всей территории Стрелки. Теперь от правительства надо требовать прозрачного, открытого, публичного конкурса по концепции самой Стрелки на самом высоком профессиональном уровне. Нигде эти стадионы еще не доходны. Нет опыта их эксплуатации, и, второе, нет опыта концептуального проектирования на подтвержденном профессиональном уровне». Хафизова поддержал Александр Шаронов. Он предложил рекомендовать нижегородскому правительству еще раз проанализировать место посадки объекта и публично озвучить концепцию развития Стрелки, пригрозив получением депутатского постановления о запрете или категорическом возражении против строительства. На объяснение министра Сергея Панова, что строительство в этом месте – это самый быстрый вариант, Шаронов ответил: «Сергей Юрьевич, я вас очень уважаю. Но вы ведь не из Нижнего Новгорода и вряд ли старость будете здесь встречать». Комитет прислушался к своему руководителю, рекомендовав правительству провести публичные обсуждения, но не отказал при этом в выделении средств на разработку ПСД. Фото: sportin.su, stroytransgaz.ru.

«Еще одна точка убыточности». Нижегородские депутаты против второй «шайбы» на Стрелке
© РИА "ФедералПресс"