Озвученные Кудриным риски для экономики Россия снимает поддержкой рубля и новыми технологиями

Перечисленные Кудриным риски для российской экономики либо уже нивелируются правительством РФ, либо для этого есть действенные инструменты. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заведующий кафедрой теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ, профессор, доктор наук Валерий Масленников. "Кудрин, по большому счету, сенсации не сделал – о рисках цен на нефть и санкций для российской экономики знают, наверное, уже почти все россияне. Это общеизвестные внешние факторы, на которые в теории мы не можем повлиять. На практике же Россия активно влияет: существенного повышения нефтяных котировок удалось добиться сделкой ОПЕК+ по сокращению добычи, которая уже два года способствует удержанию барреля на достаточно высоких позициях – заключалось соглашение по инициативе и непосредственной организации Москвы. В части санкций, вводимых против России Западом по политическим мотивам, в РФ разрабатываются программы смягчения шоков для экономики, нивелирования эффекта от этих ограничений. По сути, санкции не оказывают на экономику РФ столь серьезного воздействия, которое могло бы быть, из-за превентивных или смягчающих мер. И поддержка курса рубля в этой работе занимает довольно заметную роль. Единственным реальным риском для экономики остается уменьшение числа трудоспособных граждан – этот вызов действительно требует от России масштабного повышения производительности труда. Но и эта проблема теоретически решаема", - отмечает аналитик. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин считает, что в краткосрочной перспективе рисками для российской экономики являются нефтяные цены, санкции, а также уменьшение числа трудоспособных граждан. Свою позицию он озвучил в кулуарах Общероссийского гражданского форума. "У нас остается проблема недостатка трудовых ресурсов для экономического роста. Это снижает мотивацию для повышения производительности как в добывающих сферах, так и в сфере продажи и переработки, и снижает эффективность экономической и бюджетной политики", - сказал Кудрин. И добавил: в ближайшие шесть лет недостаток трудовых ресурсов будет в среднем давать "минусовое, то есть отрицательное влияние на экономический рост", которое "нужно компенсировать через производительность труда". "С проблемой дефицита кадров в разное время сталкивались многие государства планеты, и лучшего решения, чем повышение производительности труда, мир еще не придумал. Об этом говорил президент Владимир Путин еще в 2012 году, но кардинальных успехов мы в этом не достигли до сих пор. В реалиях современного мира это означает глобальную переквалификацию всего рынка труда России. По сути, производство должно максимально автоматизироваться. Сейчас сборочная линия только кабины грузовика "КамАЗ" составляет 1,4 километра, двигателя – 3 километра, это огромная и архаичная система. В то же время современные технологии позволяют автоматизировать производство, а многие комплектующие с высокой точностью напечатать на 3D-принтере. Люди же постепенно переходят в сферы, где их не могут заменить машины – в творческую, интеллектуальную и высокоответственные части производства. Помимо повышения производительности труда, такая революция позволит существенно нарастить изготовление продукции, а значит, ускорит развитие экономики. Это реалии, от которых не уйти – рано или поздно этой работой придется заняться", - подчеркивает специалист. Структурные реформы Помимо прочих рисков для российской экономики, Кудрин назвал также ограничение доступа к технологиям и международным финансовым ресурсам. Однако они, по его словам, являются "скорее ситуационными". Зато важными ограничительными факторами чиновник определил низкие темпы роста реальных доходов населения, которые "ограничат потребительский спрос и развитие бизнеса". В следующем году рост реальных доходов граждан снизится, по прогнозам, на 1%. Среди долгосрочных рисков глава Счетной палаты назвал отсутствие необходимых структурных реформ, в первую очередь реформы госуправления. В то же время, отметил он, в настоящее время уже запущены две по-настоящему структурные реформы: во-первых, пенсионная, а во-вторых, введение нового бюджетного правила, которое снизило зависимость экономики от нефтегазовых доходов. "Пенсионная реформа стала вынужденным, можно сказать выстраданным, шагом правительства – оттягивать решение этого вопроса дальше не было смысла, трансферы на выплаты все большим бременем ложились на госбюджет. Однако повышение пенсионного возраста не стало революционным решением – оно лишь изменило в лучшую сторону текущую ситуацию, но требует в среднесрочной перспективе дополнительных преобразований. Будет это накопительная система или индивидуальный пенсионный капитал – вопрос дискуссионный. Что же до бюджетного правила, которое направляет доходы от продажи нефти сверх цены в $40 за баррель в резервы государства, то это финансовое правило. В определенной мере оно позволило стабилизировать бюджет страны, создает финансовые резервы. Но это по сути не структурная реформа, а инструмент – есть реальный сектор экономики, который не чувствует от бюджетного правила отдачи. Да, оно хорошо балансирует финансы – а что дальше? Мы не получаем эффекта для промышленной политики. В данном случае часть доходов стоит направлять на развитие реального сектора – стимулировать открытие новых предприятий, создавать налоговые льготы и послабления, поощрять расширение бизнеса. Все предпосылки и возможности для проведения таких структурных реформ у нас есть, осталось лишь начать системную работу по их внедрению", - заключает Валерий Масленников.

Озвученные Кудриным риски для экономики Россия снимает поддержкой рубля и новыми технологиями
© ФБА "Экономика сегодня"