Короли биржи на рубеже XIX-XX веков
Москва, 8 декабря - "Вести.Экономика" Ум, смекалка, профессионализм, а также спекуляции, подкупы, махинации - более сотни лет назад знания и приемы, которые использовали участники финансового рынка, не слишком отличались от нынешних. Истории некоторых удачливых биржевых игроков начала ХХ века - в очерке, подготовленном инвестиционной компанией «АТОН». Фото: andcvet.narod.ru Захария Жданова и Игнатия Мануса называли «королями биржи». Первого еще в шутку прозвали «крестным Леночки» в честь акций Ленского золотопромышленного товарищества, а про второго (после скупки им акций Подольской железной дороги) говорили, что его бюсты «помещаются на всех станциях и полустанках». О жизни Жданова известно не так много. Его настоящее имя - Захарий Петрович Голяшкин, родился в селе Сменцово Ярославской губернии, где окончил 4 класса сельской школы. Фамилию пришлось сменить после того, как Московский коммерческий суд признал его несостоятельным должником. Сам Захарий Петрович объяснял перемену фамилии ее неблагозвучностью. А разрешение на это он, якобы, получил после того, как в качестве кучера возил царя Николая II. Первые большие деньги пришли к Жданову после смерти тестя, который, кроме дома на Фонтанке в Санкт-Петербурге, обладал еще и приличным состоянием. Ушлый зять закрутил свой бизнес: стал скупать и продавать процентные бумаги, ценные вещи, вел учет векселей, а позже организовал свой игорный клуб, сам будучи азартным игроком. Туманное прошлое не помешало Захарию Петровичу в 1907 году открыть небольшой банкирский дом «Захарий Жданов и К°». Благодаря природной смекалке и спекулятивному опыту его детище процветало.Через пять лет он уже был знаменитым биржевиком. В успехе основную роль сыграла удачная игра на повышение акций Ленского золотопромышленного товарищества, крупным пакетом которых Жданов владел. Цена акций благодаря игре Жданова поднялась с 1000 до 5000-6000 рублей, и на бирже эти акции стали в шутку называть «Елена Захаровна», а самого Жданова – «крестным Леночки». Захарий Петрович вел дела с большим размахом, активно рекламируя свои услуги, печатая в прессе "заказные" статьи, тратя на это солидные суммы. Министерство финансов устроило ему проверку в 1909 году, и, в результате вскрывшихся махинаций, запретило вести ряд операций, в том числе осуществлять продажу билетов выигрышных займов с рассрочкой платежа. Однако Жданов не выполнял требования. Власти возобновили расследование, и в 1911 году банкиру были предъявлены официальные обвинения в незаконной деятельности, обманах и мошенничестве. Накануне Первой мировой войны Совет фондового отдела Петербургской биржи исключил Жданова из своего состава, признав его деятельность на бирже дестабилизирующей и вредной. Но это не помешало Захарию Жданову оставаться «королем биржи». Другой известной личностью на рубеже веков был Игнатий Порфирьевич Манус. По данным газеты «Санкт-Петербургский биржевой день», он имел состояние в 9 млн рублей. А по некоторым данным, в 12 млн рублей. Он входил в правления многочисленных предприятий, владел контрольными пакетами двух коммерческих банков и десятка промышленных предприятий. Карьеру Игнатий Манус начал в двадцать лет, работая финансовым агентом правления различных железных дорог. Позже он устроился в финансово-хозяйственную часть правления Царскосельской железной дороги, затем работал в канцелярии градоначальника Петербурга. В 1910 году он принял участие в крупномасштабной игре на повышение акций Юго-Восточных железных дорог. Никаких видимых причин для их неожиданного подъема не было, дивиденд общества за последний год не повышался. Оказалось, что Международный Коммерческий банк пожелал вытеснить конкурента и приступил к скупке акций через подставных лиц. Главным скупщиком стал Манус, которому для этой цели был открыт счет в Русско-Китайском банке. Манус начал скупать акции по 150 рублей и даже меньше, а к моменту их сдачи они уже стоили 264 рубля, что позволило ему получить не одну сотню тысяч. Участвовал Манус и в крупномасштабной скупке акций Подольской железной дороги, которую стали даже называть «дорогой Мануса». Тогда в прессе и появилась шутка о его бюстах на всех станциях. Источник: michurinsk.name Однако кроме спекуляций были и инвестиции. Первые истории обогащения на бирже в Российской империи связаны со строительством железных дорог на средства частного капитала. Чтобы привлечь финансирование, правительство предоставило инвесторам гарантию на получение 3-5% дохода по облигациям, выпущенным частными железнодорожными компаниями. Введение такой государственной гарантии положило начало эпохе «железнодорожной лихорадки», отличительной чертой которой стала выдача концессий на постройку и эксплуатацию дорог частным лицам, которые, в свою очередь, использовали преимущественно средства, получаемые от эмиссии облигационных займов. Примером такого быстрого обогащения стала история Павла Григорьевича фон Дервиза, основавшего в 1866 году Общество Рязанско-Козловской железной дороги. Дорога была выстроена исключительно за счет облигационного капитала, что принесло учредителю фантастическую прибыль – 1,5 млн рублей. Фон Дервиз сумел получить концессию от правительства на постройку двух дорог на чрезвычайно льготных условиях, и даже приобрести за границей у берлинских банкиров первоначальный капитал для строительства линии Коломна – Рязань. Это был, кстати, первый пример реализации облигаций русского акционерного общества за границей, в Берлине. История возвышения другого российского финансиста, Алексея Ивановича Путилова, заслуживает отдельного рассмотрения. Алексей Путилов, внучатый племянник знаменитого промышленника, происходил из небогатой дворянской семьи и сделал блестящую карьеру, вначале в министерстве финансов (в том числе благодаря вниманию и поддержке со стороны Сергея Юльевича Витте), затем уйдя в банковскую деятельность. Алексей Путилов служил управляющим Дворянским и Крестьянским банками, участвовал в подготовке Столыпинской аграрной реформы. В 1910 году он учредил и возглавил крупнейший коммерческий банк Российской империи — Русско-Азиатский. В сфере интересов банка оказались самые динамично развивающиеся и стратегически значимые отрасли: машиностроение и металлообработка, масложировая и табачная промышленность, а также добыча и переработка нефти. Созданный Путиловым военно-промышленный синдикат, объединивший предприятия, финансируемые банком, производил снаряды и артиллерийские орудия для царской армии. Под руководством Путилова банк начал наращивать активы благодаря удачной игре на бирже, строительству железных дорог и торговым операциям в Азии. По объему портфеля ценных бумаг банк уступал лишь своему основному конкуренту – Петербургскому Международному коммерческому банку. За короткое время Русско-Азиатский банк превратился в крупнейшее кредитное учреждение, занимая первое место среди акционерных банков в Российской империи по объему операций. Годовой доход Путилова достигал 400 000 рублей: огромные деньги даже по меркам петербургских банковских домов. К началу революции 1917 года, банкир контролировал свыше 150 предприятий с общей капитализацией в 1 млрд рублей. В 1915 году Путилов был на пятом месте среди богатейших предпринимателей империи. Витте считал Путилова одним из самых влиятельных финансистов в банковских сферах не только в Петербурге, но и за границей. Биржа давала возможность заработать по-разному: можно было получать по 30% дивидендов с высококлассных ценных бумаг, можно было поверить в государственные обязательства и жить жизнью рантье. Были и случаи классического инсайда, когда люди, имевшие доступ к секретной информации, превращали ее в золото на бирже. Увы, судьба состоятельных людей после революции была не всегда счастливой, но это уже другая история. Так или иначе, со второй половины ХIХ века в Российской империи многие владельцы сбережений размещали свободные капиталы на рынке ценных бумаг, получая значительную прибыль. Материал подготовлен совместно с зав. кафедрой исторической информатики, руководителя Центра экономической истории МГУ, член-корреспондента Российской академии наук, профессора, д.и.н. Леонида Бородкина и старшего преподавателя кафедры исторической информатики исторического факультета МГУ, к.и.н. Анны Дмитриевой.