Сеть Cofix в 2019 г. намерена открыть в России 150 новых кофеен, заявил гендиректор «Урбан кофикс раша» Александр Мехришвили: в планах – Краснодар, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Уфа, Казань, а также выход в страны СНГ и Европы. Cofix основал в 2013 г. израильский предприниматель Ави Кац, концепция сети – кофе, десерты, закуски и выпечка по фиксированным ценам. В России проект развивает компания «Урбан кофикс раша». Последняя – совместное предприятие структуры израильской Cofix Group (38%) и фирмы «Управление проектами» (62%), принадлежащей британскому предпринимателю Сатешу Мелвани и владельцам девелопера ADG Group братьям Михаилу и Григорию Печерским. В Москве первая Cofix заработала осенью 2016 г. в торговом центре «Охотный Ряд». За два года Cofix выросла из стартапа с тремя кофейнями и оборотом в 15 млн руб. в серьезный бизнес, оборот которого превышает 2 млрд руб., говорит Мехришвили. Сегодня в России 100 кофеен Cofix, из них 90% – по франшизе. Кофе и большинство закусок можно купить по 60 руб., еще около 20% ассортимента (например, двойная порция напитка) – по 100 руб. До конца 2018 г., по словам Мелвани, откроется еще 15–20 кофеен. К концу 2019 г. сеть Cofix в России по плану «Урбан кофикс раша» может превысить 250 точек. В портфеле Cofix различные форматы кофеен: от большого кафе с зоной посадки до небольшого кофейного острова в торговом центре. Инвестиции в открытие кофейни с учетом паушального взноса в 1 млн руб. – от 1,5 млн руб. за кофейню небольшой площади и 4–6 млн руб. для стандартного формата. Сейчас компания сотрудничает с 45 франчайзи. В среднем кофейня окупается за 23 месяца, прибыль отдельных кофеен достигает 1 млн руб. в месяц, говорит Мелвани, а выручка заведений, работающих более года, растет примерно на 22% в месяц. Для столь активного развития сети кофеен необходимо учитывать ряд нюансов, предупреждает гендиректор сети кофеен «Даблби» Анна Цфасман. У владельцев заведений трудности в подборе персонала, дефицит управленческих кадров, а также падает покупательная способность, что особенно заметно в регионах, сетует она. В 2019 г. «Даблби» планирует открыть 50 кофеен, обещает Цфасман: всего их станет 135. McDonald’s сохранит и укрепит лидерские позиции в России в потреблении кофе вне дома, в следующем году планируется открыть около 60 предприятий, говорит Светлана Полякова, директор по связям с общественностью «Макдоналдс Россия», сейчас работает более 660 ресторанов быстрого обслуживания и 98 McCafe. Представитель Starbucks (127 кофеен в России) планов на 2019 г. не раскрыл. Потенциал у сегмента кофеен есть, считает гендиректор исследовательской компании «NPD Россия» Мария Ванифатова: сейчас идет противостояние двух разных форматов: в классических кофейнях полного цикла трафик сокращается (на 5% в 2018 г.), а в кофейнях моноконцепций вроде Starbucks, Costa Coffee, McCafe, Cofix, «Даблби» – растет двузначными темпами. «Кофейни-моноконцепции – модный тренд, идея чашки кофе на бегу очень востребована в больших городах из-за высокого темпа жизни, но средний чек в них примерно на 37% ниже, чем в кофейнях полного цикла, – 250 руб.», – объясняет Ванифатова. По данным NPD Group, в мире главную часть выручки кофейни генерируют в утренние часы – например, в странах Европы на утро приходится 76% ежедневных заказов, а в России лишь 17%. В Германии, Франции, Италии, Испании и Великобритании на кофейни-моноконцепции в среднем приходится 4% трафика всего рынка общепита, в России же их доля примерно в 8 раз ниже – потенциал развития очевиден. Рынок кофеен в России, по данным Euromonitor International, с 2013 г. вырос на 37% – в 2017 г. оборот достиг 44,2 млрд руб. По данным Росстата, оборот всего общественного питания за девять месяцев 2018 г. составил 1,1 трлн руб., рост на 6,1% больше год к году.-