Войти в почту

«Пафоса в избытке, будущего нет». О чем хочет поговорить и помолчать волгоградский губернатор

Вчера выступление Андрея Бочарова перед депутатами, муниципальными чиновниками и общественностью не состоялось. Сам глава региона практикует их уже несколько лет и именует «встречей с активом», хотя фактически, как рассказывают участники собраний, проходят они в формате выступления губернатора. Очередной монолог Бочарова перенесен на 4 декабря из-за напряженного графика встреч губернатора. «ФедералПресс» стал известен проект речи губернатора, подлинность текста подтвердили несколько источников в аппарате главы области и других региональных органах власти. При этом все они указали, что текст не утвержден окончательно, кроме того, «возможно, будет дорабатывать лично Бочаров». О чем и почему Несколько дней назад Фонд «Петербургская политика» выпустил обзор «Ежегодные послания глав регионов: в поисках утраченной повестки». В нем указано, что датой последнего доклада волгоградского губернатора Андрея Бочарова было 23 декабря прошлого года с пометкой, что в октябре 2018-го прошло его обсуждение с депутатами в формате «парламентского часа». Действительно, 19 октября Бочаров выступил перед депутатами и против обыкновения отвечал на вопросы. Но на самом деле, это выступление не было отчетом. Как и выступление 23 ноября прошлого года, которое и было «встречей с активом». Реальный официальный документ, подавать который губернатор обязан по Уставу региона, опубликованный в июле 2018 года на официальном портале региональных властей, никогда публично не звучал. Напомним, в течение 2016–2017 годов группа депутатов областной думы требовала от губернатора выступить перед парламентом, ссылаясь на статью Устава, где в полномочиях заксобрания записано: «заслушивает отчеты губернатора», однако своего не добилась. Прокуратура встала на сторону аппарата губернатора, а думское руководство не поддержало коллег. Депутаты от КПРФ после этой истории попали в еще большую опалу, а в «Единой России» репрессии оказались не только жесткими, но и формализованными. Так, беспартийных Геннадия Мурылева и Николая Свиридова исключили из фракции, а опытнейшего депутата Владимира Попова, который был одним из первых единороссов в регионе, оставили в партии, но лишили поста зампреда бюджетного комитета. В вину Попову ставились несогласованные с мнением фракции высказывания (в действительности же – просто вопросы чиновникам). На самом деле «Петербургская политика» не так уж и грешит против истины, утверждая, что отчет губернатора состоялся больше года назад. 4 декабря Бочаров выйдет к «активу» региона практически с тем же текстом, что уже был озвучен депутатам, но и с тезисами, во многом схожими со звучавшими в ноябре 2017-го. Главное отличие, конечно, в том, что с тех пор прошел ЧМ-2018 по футболу. Кроме того, важное новшество – это предложенные как раз губернатором новые социальные льготы, которые будут внедрены с 2019 года. Слушайте-послушайте Фото: Ярослав Малых Собственно, с подробного рассказа об этих льготах и планируется начало доклада. Кстати, в отчете «Петербургской политики» волгоградский доклад назван одним из 10 самых социальных, но больше не упомянут вообще никак. Губернатор собирается обстоятельно рассказать, каким соцгруппам и какие льготы будут введены. И здесь же начинается главный минус отчета – его лукавость. Дело в том, что почти все меры новых социальных пакетов – это не нововведения. Два года назад в регионе ввели Социальный кодекс, который структурировал меры поддержки на основаниях адресности и нуждаемости, при этом многие меры радикально сократив. «По данным Контрольно-счетной палаты за 2017 год, бюджет сэкономил 1,8 млрд рублей, а новые вводимые меры тянут на 400–500 млн, – напоминает депутат областной думы Михаил Таранцов. – Очевидно, что к этому Бочарова вынуждает железная логика жизни. Он же начинает предвыборную кампанию, надо обращаться к избирателю, а обращаться не с чем». Лукавство есть и в самих новых мерах. Так, большинство из них привязаны к уровню официального прожиточного минимума. Некоторые из «бочаровских» мер соцподдержки введены впервые, в других изменили входной порог права на получение, например с 1,5 прожиточного минимума до 1,7. При этом практически сразу после утверждения поправок в областные законы этот самый прожиточный минимум был снижен – на 249 рублей. Михаил Таранцов называет это «издевательством». «Самая больная тема – это ветераны труда области, которым положено 560 рублей. Есть иезуитство и в пособиях для детей. Да, областное пособие на рождение первого ребенка увеличили с 25 до 50 тыс. рублей, но только для мам моложе 25 лет и только для первого ребенка. До Социального кодекса областное пособие, пусть и в 11,5 тыс., было положено в любом возрасте и при рождении любого, а не только первого ребенка», – разъясняет депутат. Кандидат экономических наук, гендиректор компании «Финансовый брокер «Август» Карэн Туманянц отмечает, что если вынести за скобки выборы, то «реверс по социальными льготам вообще непонятен». «Если кто-то считает, что у нас бюджет уже настолько хороший, что можем себе позволить, то таких оснований нет. Многие направления в бюджете настолько минимально финансируются, что просто будем вынуждены искать дополнительные источники в течение года» – говорит он. По сути дела Главное и, пожалуй, единственное достоинство документа – его структурированность. Доклад разбит на блоки по нескольким социально-экономическим направлениям. В перечислении каждого, впрочем, есть общее. Губернатор сознательно уходит от любого упоминания о проблемных или даже просто буксующих тенденциях и максимально выпячивает успехи, которые случилось в области. Карэн Туманянц считает, что отчет прописан «в лучших традициях СССР к очередному съезду». «Вообще отсутствует упоминание о доходах населения, уровне бедности и безработицы. Везде привыкли говорить про качество жизни (упоминание безо всякой конкретики есть и в проекте текста для Бочарова. – прим. ред.), а тут ничего нет, – рассуждает экономист. – В блоке инвестиций говорится об НПЗ и других крупных холдингах, но мы же понимаем, что заслуги региональных властей в этом крайне немного. А вот про малое и среднее предпринимательство, которое ни за последний год, ни за четыре года своего положения не улучшило, нет ничего». Общая логика отчета строгая – хорошее раздуваем, о плохом не говорим вообще. При этом в ход идут такие уловки, как сравнение в разных фрагментах текста мало связанных параметров и разные временные промежутки. Так, в одной части 2018 год сравнивается с предыдущим, в другой – с 2014-м (Бочаров назначен волгоградским губернатором 2 апреля 2014 года), в третьей – с 2013 годом. В ряде случаев просто даются общие параметры за все время с 2014-го. Например, за этот период (почти 5 лет) построено 4,2 млн квадратных метров жилья, сообщает автор губернаторского отчета, умалчивая о падении стройки последние два года и колоссальном разрыве с сопоставимыми регионами. Раздел по инвестициям не содержит анализа доли капвложений в ВРП (она падает все годы, кроме 2015-го), а также содержится некорректный прогноз, что к концу года будет освоено 189 млрд рублей. Этот показатель уже, очевидно, недостижим, разве что слишком уж крупными приписками в отчетности. Пожалуй, самый честный раздел – это «финансово-бюджетная политика». В нем приведены корректные данные и справедливо отмечено, что госдолг удалось стабилизировать на уровне 53 млрд рублей. Но не указано, что до этого и уже при действующем губернаторе за 2014–2016 годы он вырос почти на 20 млрд. При этом как достижение подается то, что финансовая поддержка области из федерального бюджета выросла более чем в два раза – с 13,6 млрд рублей в 2013 году до 29,1 млрд в текущем. Кстати, расходы консолидированного бюджета Волгоградской области в нынешнем году к тому же 2013 году вырастут всего на 27 млрд рублей – до 120,2 млрд. При сопоставлении с ВРП или с официальной инфляцией получается, что реальные бюджетные расходы снижаются. Заместитель директора Института региональных исследований ЮФО Александр Сайгин говорит: «По-своему он (губернатор) избрал удобную позицию – он ничего не делает, ничего не развивает, только привлекает федеральные деньги. Это как-то работает, но может обернуться очень плохо, если завтра из центра скажут «затянуть пояса». В бюджете сразу будут резать социалку и поднимать планки налогов и их собираемость. С кого, уже не совсем понятно. Поддержки бизнеса нет, он бежит, что понимает и губернатор – в этом проекте отчета не говорится о малом и среднем бизнесе, потому что Бочаров этот контур проиграл и махнул на него рукой». Политолог отмечает, что в отчете много и других спорных моментов вроде бравурной декларации сплошных успехов в экологической сфере. «Проблема озеленения Волгограда не упомянута, – пояснил Сайгин, – все эти победные слова ни к чему не способны побудить». «Действительно, долгосрочной стратегии у губернатора как не было в 2014 году, так нет и сейчас. Он способен только постоянно что-то ситуативно притаскивать. Но детали разные, друг к другу не подходят, башенка уже начала рушиться», – констатирует Александр Сайгин. Карэн Туманянц отмечает: «Цифр хватает, пафоса в избытке, а анализа недостаточно. Что конкретно сделано, как это повлияло на изменения – причем не только позитивные – и что нужно исправлять, что делать в дальнейшем». «Между тем и органы власти, и бизнес, и население ждут именно этого – оценки, что удалось, а что нет, и что предполагается делать дальше. Образа будущего вообще нет, только декларация, что те же задачи и дальше продолжать в том же духе. Это сводит прикладной характер работы к минимуму», – подытожил Туманянц.

«Пафоса в избытке, будущего нет». О чем хочет поговорить и помолчать волгоградский губернатор
© РИА "ФедералПресс"