«Цель не достигнута». Как в Калининградской области «буксует» ГЧП
По данным Министерства экономики Калининградской области в регионе действуют 14 ГЧП-проектов в форме концессионных соглашений. Концессионеры занимаются строительством и реконструкцией котельных, тепловых сетей, а также реконструкцией муниципальных бань. Общий объем инвестиций в создание или реконструкцию объектов соглашений составляет 1,39 млрд рублей. В планах правительства Калининградской области, утвержденных губернатором в январе текущего года, значится восемь потенциальных для концессии объектов: четыре в сфере здравоохранения, один – образования и три в сфере ЖКХ. Данных о реализации пока нет. По итогам 2016 и 2017 годов, как следует из официальных мониторингов, опубликованных на сайте регионального минэка, показатели по соглашениям о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве сохранялись на нулевом уровне. Условно успешные Большинство проектов ГЧП в муниципалитетах региона связаны с коммунальной сферой. Муниципалитеты заинтересованы в привлечении частных инвестиций в реконструкцию, модернизацию старых котельных и изношенных тепловых сетей. При нехватке бюджетных средств вариант ГЧП становится единственной возможностью решить коммунальные проблемы и снизить платежи. Как это удалось сделать в Черняховске. Год назад там был самый высокий тариф в области – 3800 рублей за гигакалорию. В этом году он понизился на 1000 рублей, но только для тех потребителей, которые получают тепло от новых газовых котельных, построенных по концессии. При ныне относительно благоприятной ситуации, реализация проектов ГЧП в Черняховске продвигалась нелегко. Один из концессионеров – ООО «Марсово поле», не выдерживал сроки строительства четырех газовых котельных. Второй – ООО «Газовая тепловая компания» оказался более успешным и в этом году заключает еще одно концессионное соглашение. В рамках ГЧП построена котельная в Советске, благодаря чему, по словам губернатора региона Антона Алиханова, удалось не допустить существенного повышения тарифа. Из затраченных на нее 468 млн рублей, средства концессионера ООО «Спецгазавтоматика» составили 107,5 млн. Правда, не прошло и года с запуска котельной, как подача на нее газа была на месяц приостановлена из-за долгов концессионера перед газоснабжающей организацией. Кроме того, у общественников возникли вопросы к стоимости самого проекта. «В результате проведенного анализа закупочной стоимости оборудования котельной в Советске и его реальной стоимости, обозначенной на сайтах производителей, завышение составило более 100 млн. рублей. Если смета проходила государственную экспертизу, то, как могла появиться такая разница в цене?» – удивляется директор НП «Региональный центр общественного контроля» Сергей Шерстюк. С участием бизнеса планировалось реконструировать объекты теплоснабжения в Балтийске. Но спустя год после торжественного подписания концессионного соглашения, оно было расторгнуто. Правительство региона, как одна из сторон договора, посчитало нужным не разглашать причины разрыва деловых отношений. Несовершенство законодательства и долги Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов связывает проблемы в государственно-частном партнерстве в регионе с несовершенством законодательства. «До мая текущего года каждое решение о выделении земельного участка в рамках договора ГЧП должно было рассматриваться на совете депутатов округа, города или областной думой и становится отдельным нормативно-правовым актом. Только в этом случае его не могли оспорить. При малейшем несоблюдении процедуры возникала угроза или арбитража, или административной, или уголовной ответственности. В мае ситуация изменилась. Был принят региональный закон об особенностях земельных отношений, который позволяет выделять земельные участки без торгов под масштабные инвестиционные проекты. А в июне появился региональный закон об инвестиционной деятельности, где рассматривается еще 7 разных форм поддержки инвестпроектов. Оба закона открывают перед государственно-частным партнерством более понятную и прозрачную дорогу», – пояснил бизнес-омбудсмен. При этом он отметил, что для полного совершенствования законодательной базы нужно принять еще не менее десяти нормативно-правовых актов. А это работа не одного года. Для бизнеса проекты ГЧП интересны своей надежностью, наличием постоянного рынка сбыта, а соответственно и гарантией окупаемости. Но он ждет правовой ясности. Директор ООО «Газовая топливная компания» Шамиль Акманов главной проблемой при реализации концессионных соглашений в сфере ЖКХ в Калининградской области считает неплатежи. Долг потребителей перед его предприятием на сегодняшний день составляет 9 млн. рублей. По мнению концессионера, это прямые убытки, поскольку в тариф такой риск не заложен, а ждать погашения долгов от тех, кто не платит годами, вряд ли стоит. Но есть и другие причины, по которым инвесторы не спешат в сферу ЖКХ. «Концессионер это бизнесмен, ему нужна прибыль. Если он не зарабатывает 500 рублей с гигакалории, то концессия не интересна. Тариф должен быть не менее 2700 рублей. А в большинстве муниципалитетов он составляет 2300 рублей. Там никогда не будет концессионера, потому что не хватит средств на нормальное ведение хозяйства и восстановление мертвых сетей. Я взял сети в Черняховске – по актам чуть ли не новые, а по факту - 3, 4 млн рублей в год на ремонт и перекладку. А есть муниципалитеты, например, Светлогорск, там 90% износ. Без субсидирования никакой бизнес туда не придет. Но добиться платы концедента, муниципалитета, очень тяжело, бюджет делится неохотно. У меня инвестиционка – 120 млн рублей, еле выбил всего 15 млн. А другим давали до 80% и где они? Ничего до сих пор не запустили», – рассказал Акманов. Расплачиваться будет население? По мнению Сергея Шерстюка, во многих случаях основная цель концессионных соглашений в сфере ЖКХ в Калининградской области – оптимизация стоимости коммунальных услуг, достигнута не была: «Откровенной дискредитацией самого понятия концессионное соглашение стала величина тарифов на тепловую энергию, которая планировалась этими документами после строительства газовых котельных. Новые тарифы сохранялись на уровне действующих, а со временем должны были еще и увеличиться. Ни губернатор, ни другие профильные чиновники не должны привольно решать вопрос о строительстве новых котельных, не рассматривая все варианты развития схемы теплоснабжения городов в целом, в том числе, и возможность реконструкции существующих объектов с участием бизнеса. Должен быть выбран наиболее экономически целесообразный вариант, как по стоимости, так и по тарифу». Летом текущего года областное правительство анонсировало объединение всех водоканалов региона в единое предприятие с перспективой передачи его в концессию. Как отметил тогда Антон Алиханов, калининградский водоканал является «лакомым куском», на который уже есть интересант. Водоканалы других муниципалитетов должны будут стать довеском к главной «конфетке». Таким образом правительство планирует снять с бюджета нагрузку по их содержанию и обслуживанию, и рассчитывает, что инвестор с помощью единого тарифа решит проблемы маленьких муниципалитетов. Сергей Шерстюк считает, что расплачиваться за такие решения будет население. Фото:fas.gov.ru