Проблема компенсации советских вкладов поднимает несколько нерешенных вопросов
Компенсация советских вкладов предполагает решение очень многих вопросов, поэтому перед нами не такой простой аспект, как это кажется на первый взгляд – считает руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников. Есть немало вопросов по готовящемуся законопроекту Дело в том, что заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев заявил, что правительство РФ до конца текущего года может опубликовать законопроект о компенсации денег гражданам, которые держали вклады в советском Сбербанке до 20 июня 1991 года. В то же время, Моисеев заявил, что не может раскрывать детали будущего законопроекта. Это важная ремарка, поскольку непонятно, как точно будет проводиться данная компенсация и кто конкретно в этом процессе будет выступать в качестве пострадавшей стороны. Ведь с 1991 года прошло больше 27 лет, и за это время сменилось несколько поколений. Достаточно сказать, что за этот период в РФ умерло порядка 40 млн человек, и это были именно те категории граждан, которые в основном и пользовались услугами Сбербанка. В результате, возникает вопрос – действие данного законопроекта будет распространяться только на живущих вкладчиков или этот порядок будет распространяться и на их наследников. От этого, кстати говоря, напрямую зависит и общий масштаб данной компенсации. Еще один принципиальный вопрос – речь здесь идет о любых средствах, которые хранились на счетах советского Сбербанка на 20 июня 1991 года, или только о тех, которые остались лежать нетронутыми на счетах, и не были затем потрачены гражданами. Этот законопроект является последствием законов девяностых годов Отметим также, что сегодня Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект, который пролонгирует мораторий на выплату компенсаций по советским вкладам до 2021 года. Так что, этот вопрос будет решаться не раньше следующего десятилетия, что добавляет еще больше нюансов к перспективам решения данной проблемы, которая постоянно откладывается в России. На самом деле, эти меры базируются на законе о возмещении вкладов, который был принят перед президентскими выборами 1996 года Государственной думой РФ, где большинство имели коммунисты и их союзники, но который так и не был реализован. Кстати говоря, это вообще системная проблема отечественной социальной системы, которую мы не может решить, начиная с начала нулевых годов. Дело в том, что государству приходится реализовывать популистские социальные законы, которые напринимали, как Госдума РФ тех созывов, так и президент РФ Борис Ельцин, но которые не были никак обеспечены с финансовой точки зрения. И вот здесь то же самое, поэтому и совершенно непонятно, как государство будет решать данный вопрос, особенно учитывая тот факт, что эта реформа привязана к «условному долговому рублю», который должен быть равен тому уровню цен, что был при СССР. Решение этого вопроса будет стоить государству дорого «Это новость многозначная и достаточно затуманенная. Да, с одной стороны с 2003 года, когда началась эта заморозка, данный вопрос повис, и его нужно как-то решать, поскольку государство должно выполнять свои обязательства, даже принятые ранее и при весьма специфических обстоятельствах, но с другой – это все же чрезвычайно сложный вопрос», - заключает Масленников. Также, как замечает эксперт, не надо забывать про имиджевую важность подобных законопроектов, поскольку ситуация в России сегодня сложная, идут тяжелые социальные реформы, а общая обстановка в 2019 году ожидается гораздо более напряженной, чем сегодня. «Основной вопрос, как считать размерность этого долгового рубля, ведь по самым общим прикидкам один советский рубль равен примерно ста текущим рублям, что, соответственно, означает очень большие финансовые затраты», - резюмирует Масленников. Как замечает эксперт, непонятно, за счет каких средств правительство РФ собирается осуществлять эту компенсацию. Самый логичный вариант заключается в выпуске специальных облигаций и, соответственно, в наращивании госдолга, но сейчас и это будет сделать непросто. Государству будет непросто реализовать эту задачу Ведь Россия находится в сложной экономической ситуации, причем правительство РФ, главным образом, работает над задачей сохранения профицитного федерального бюджета, а подобные масштабные расходы этому явно противоречат. «Другой вопрос, что госдолг в России относительно не велик по отношению к ВВП, хотя все равно его увеличение нежелательно, поскольку государству, в любом случае, придется тратить больше средств на эту статью расходов», - констатирует Масленников. К тому же, это рисковый момент, учитывая, что сегодня никто не может с точностью сказать, как будут обстоять дела на рынке в том же 2019 году и можно ли будет тогда продать данные облигации, а от этого зависит общий успех готовящегося законопроекта. «Естественно, данный вопрос может быть профинансирован и за счет сокращения доли государственного участия в таких компаниях, как «Роснефть», но это уже решения, которые имеют стратегический характер для нашей страны», - заключает Масленников. Все это говорит о том, что перед нами чрезвычайно сложный вопрос, который нельзя решить каким-то однозначным способом, не говоря уже про то, что выполнение таких социальных обязательств станет для России недешевым удовольствием. Соответственно, правительству РФ и Минфину нужно будет не один раз подумать, чтобы провести эту реформу.