Войти в почту

Чем полезен опыт легпрома СССР?

Москва, 6 октября - "Вести.Экономика" Советский Союз был одним из мировых лидеров в области легпрома по количественным показателям, находился в первой пятёрке стран-производителей одежды, обуви, изделий из кожи и прочей продукции. Уровень импорта не превышал 3%, а сама отрасль приносила более 12% ВВП и в ней было занято порядка 3 млн человек. Импортозамещение по-советски Историю легпрома СССР можно разделить на несколько периодов. После Первой мировой войны и Гражданской войны валовой выпуск продукции резко снизился и в 1921 году составлял примерно 10-15% от уровня довоенного времени. В результате были предприняты крупномасштабные усилия по восстановлению отрасли, которые позволили достичь показателей 1913 года и даже превзойти их уже в 1928 году. В этот же период начался бум индустрии моды. К примеру, работы известной в СССР модельерши Надежды Ламановой пользовались популярностью внутри страны и на Западе. Впоследствии показатели легпрома продолжали расти, хотя и не такими высокими темпами. Если в 1913 году в России производилось хлопчатобумажной ткани 2 672 млн пог. м, то в 1928 показатель равнялся 2 678 млн пог. м, а в 1940 году ─ 3 954 млн пог. м. Во многом достижения отечественного легпрома стали возможными благодаря всесторонней поддержке государства, а также массового привлечения западных специалистов в купе с импортом иностранного оборудования. Подобное позволило создать основу отрасли на многие десятилетия вперёд. В годы Великой Отечественной войны по легпрому был нанесён тяжёлый удар. Многие предприятия оказались разрушенными и ощутима чувствовалась нехватка кадров. Однако именно созданный в довоенные годы задел позволил стабильно обеспечивать военных обмундированием. После окончания войны легпром восстановился необычайно быстро и в 1950 году выпуск продукции превышал 110 % от объемов 1940 года. Существенно возросло и качество продукции, что стало возможным благодаря научно-техническому прогрессу, а также массовому ввозу трофейного оборудования, копированию и внедрению иностранного опыта. СССР уверенно стал одним из мировых лидеров в области легпрома. В 1975 году в стране производилось 698 млн пар кожаной обуви и 9 956 млн квадратных метров тканей всех видов. Двумя годами ранее, в 1973 году, в СССР начали работать два республиканских министерства: министерства легкой и текстильной промышленности СССР, работа которых укрепила лидерство страны. Проблемы советского легпрома Впрочем, не стоит идеализировать советский легпром, существовало и множество проблем. Из-за реалий плановой экономики подавлялось промышленное многообразие. Несмотря на впечатляющие количественные показатели, качество продукции оставляло желать лучшего и этому способствовало отсутствие конкуренции и закрытость от внешнего мира. Главным же заказчиком советских производителей было государство, для которого массовость всегда стояла на первом плане. Стремление к гигантизму доминировало над задумками дизайнеров. Творческие идеи проходили через сложные процедуры согласования и легпромовские комиссии, а на выходе существенно отличались от изначальных предложений. Подобное сильно обедняло легпром и негативно сказывалось на формат мышления советских дизайнеров. Принято считать, что разрушение легпрома СССР началось с июня 1990 года, когда Совмин упразднил Министерство легкой промышленности как орган управления отраслью, и вместо него была создана ассоциация легкой промышленности «Рослегпром». В результате сотни предприятий оказались без оборотных средств и при отсутствии доступных кредитов постепенно уходили в небытие. Вскоре после окончательного падения «железного занавеса» страну наводнил дешёвый импорт, который при условии стремительного сокращения государственной поддержки, снижения покупательской способности и внезапного возникновения границ вызвал ещё более радикальное падение отрасли. Последствия той катастрофы ощущаются до сих пор. В первое десятилетие наблюдалось масштабное многоразовое падение практически во всех направлениях и одно только производство тканей обвалилось более чем в пять раз. Несмотря на то, что ситуация стала немного улучшаться к началу 2000-х годов и особенно после 2009, уровень производства вновь стал снижаться после 2014 года. На сегодняшний день по производству ни одного из видов товаров не удалось выйти или хотя бы приблизиться к уровню, достигнутому в начале 1990-х годов. Именно из-за падения советского легпрома доля импорта в современной России превышает 60%, а по некоторым параметрам ─ и вовсе 90%. Советский опыт сегодня Сегодня для российского легпрома возникла весьма выгодная ситуация, которую, на мой взгляд, можно и необходимо использовать, чтобы наконец переломить неблагоприятную ситуацию. Несмотря на то, что особенно полезным мог бы оказаться опыт СССР 30-х годов, когда в страну массово завозились зарубежные специалисты и оборудование, нынешняя политическая ситуация делает подобную практику невозможной и решать задачу нужно другими способами. Снижение курса рубля напрямую влияет на себестоимость готовой продукции, а наш рынок становится конкурентоспособным по уровню зарплат со странами Юго-Восточной Азии, где производство продолжает дорожать уже который год. При наличии доступных кредитов и адекватной поддержки со стороны государства подобное может создать хорошую возможность по налаживанию контрактного производства с крупными международными брендами. Кроме того, из-за девальвации рубля иностранные товары подорожали, что неизменно повышает привлекательность отечественной продукции. Выгодное географическое положение к ключевым рынкам Европы и Азии, а также наличие необходимой ресурсной базой делает возможным налаживание производства собственного материала и комплектующих. К примеру, последнее могло бы помочь в развитии производства синтетической одежды с защитными функциями и технического текстиля, основным сырьём для которого являются нефтепродукты и древесина. В случае с последними уже сейчас прослеживается двузначный (рост практически в 1,5 раза), и двумя годами ранее произошел прорыв в производстве спецодежды и увеличение доли отечественных тканей составило до 40%. Перспективными выглядят такие направления, как производство мужских костюмов, домашнего текстиля, постельного белья и резиновой обуви. Примечательно, что согласно данным «Рослегпрома», в 2016 году в стране производился один пиджак на 70 человек, одна сорочка на 20 человек, одно пальто-полупальто на 500 мужчин. В условиях дорогого импорта перспективы являются очевидными. Кластерных подход Особенно хотелось бы обратить внимание на российский рынок моды, который не восстановился после падения на 9% в 2015 году. В прошлом году же рост составил 0,2%, а в этом прогнозируется на уровне 0,7%. Весь же рынок моды в России составляет примерно 2,5 трлн рублей, а всего в современном российском легпроме задействовано около 2 млн человек, и почти 80% производства приходится на текстильно-швейную продукцию. На мой взгляд, именно советский опыт кластерного подхода, адаптированный под современные реалии мог бы принести пользу российскому легпрому. Широко известно, что в СССР существовала целая сеть «научно-производственных комплексов», которые работали на благо отечественной индустрии. Подобный подход был отдалённой вариацией современный кластеров, в условиях который географическая концентрация производства и разработок позволяла достигать стабильного развития легпрома и других смежных отраслей. На мой взгляд, привязка производства к научным и профессиональным организациям по подготовке кадров, а также ресурсной базы позволяет сократить затраты по логистике, своевременно внедрять инновации и осуществлять переподготовку, и тем самым повышать конкурентоспособность продукции. Примечательно, что недавние планы по созданию фешен-хаба в Москве кластера, состоящего из 400 компаний с совокупной выручкой свыше 48 млрд рублей и модного кластера в Санкт-Петербурге указывают на общую заинтересованность и актуальность данного подхода. К примеру, благодаря подобной практике в кластере EMIVI удалось реализовать совместные проекты при поддержке Министерства спорта РФ, а также совместитесь российский и европейский подход к изготовлению продукции. Эмилия Фридман-Вишневская, основатель бренда EMIVI, дизайнер

Чем полезен опыт легпрома СССР?
© Вести Экономика