Согласно данным сервиса Delivery Club, Владивосток вошел в топ-3 городов по сумме самых дорогих расходов в ресторанах наряду с Москвой и Хабаровском. При этом, как отметили специалисты, дальневосточники в этом году стали тратить на еду больше, чем в 2017, пишет деловой еженедельник «Конкурент». Кризис едокам не помеха? По словам ресторатора Павла Куксова (Crust Pizza & Wine, MOLOKO & MED, «Пекарня Мишеля», «БабМаша»), самое активное поколение на рынке общепита – миллениалы (поколение родившихся после 1983 года – Прим.ред). «Они неплохо зарабатывают и считают нормой каждый день посещать какие-то кафе, кофейни, пекарни и т.д., где нередко работают, сидя за ноутбуком с чашкой кофе. А кроме того, в нашем климате, когда больше полугода находиться на улице холодно и некомфортно, люди выбирают кофейню или ресторан, как дополнительное место отдыха между работой и домом. Это общемировая тенденция – людям нужно где-то встречаться, общаться и проводить время», – говорит Павел Куксов. За последние годы рынок общепита в краевом центре претерпел кардинальные изменения. На улицах города появились заведения новых форматов, крупные ресторанные холдинги осваивает средний ценовой сегмент, а градус пафоса снижается в пользу Сasual Restaurant. В заведениях данного формата средний чек составляет 500-1000 руб. «Сумма в среднем чеке подвержена сезонным колебаниям. Но в денежном эквиваленте он растет, так как дорожает сырье. Соответственно, заработная плата в нашем сегменте буквально за последние два года выросла на 30-40%», – объясняет Евгений Лукьянец, владелец сети пиццерий Pizzaiolo. Эксперты уверены: покупатель делает выбор осознанно, но при этом не отказывает себе в удовольствиях, самое доступное из которых – еда. «Тот, кто раньше мог позволить себе два раза в год летать за границу, совершать дорогие покупки, умерил свои аппетиты, но при этом, вполне возможно, стал больше тратить денег на еду – самое доступное из всех удовольствий», – считает Александр Усенко, владелец фабрики-кухни по изготовлению готовых обедов и сэндвичей SUB CLUB, сооснователь сети пиццерий «Оки Доки». Михаил Бирюлин, генеральный директор компании «Меридиан Девелопмент» (ТРЦ «Черемушки»): «Ежедневно шестой этаж нашего ТРЦ, где расположены кинозал и зона фудкорта, посещает порядка 2800 человек. Наполнить фудкорт сегодня не представляет никаких проблем: выбор потенциальных арендаторов растет с каждым годом, и здесь уже приоритет получает тот, кто наиболее интересен покупателю и у кого самый высокий оборот». Удовлетворяет ли гастрономическое предложение во Владивостоке растущему спросу? Как ни странно, при всем кажущемся изобилии в большинстве своем участники рынка отрицательно отвечают на этот вопрос. «Если в Европе или Америке на каждые 1000 человек приходится по одному кафе, у нас это соотношение значительно меньше. Большинство точек сосредоточены в центре, а, например, Снеговая Падь, где мы открыли новую пиццерию, испытывает дефицит предложения, так что игроки будут раскидывать сети на еще неосвоенных территориях», – считает Евгений Лукьянец. Ниша общепита, по всем оценкам, остается перспективной, но, чтобы в ней удержаться, требуется нечто большее, чем энтузиазм и пара кредитов. Неудачная концепция, дорогая аренда, качество предложения, неверный расчет: как результат на рынке вполне себе сбалансированное соотношение удачного и неудачного опыта. «Рынок развивается, но нельзя сказать, что он стремительно растет за счет новых участников, он просто меняется. Если посчитать, в месяц открывается примерно 10-15 заведений и столько же закрывается», – говорит Павел Куксов. По некоторым подсчетам, количество различных точек общепита во Владивостоке сегодня медленно, но верно приближается к 400. Однако за разнообразием всевозможных кафе, пиццерий, бургерных, ресторанов и просто столовых стоят серьезные игроки, которые во многом и определяют эволюцию рынка.