Снова заморожен. Барнаульский Художественный музей никак не достоят
Реконструкция Художественного музея Алтайского края, начатая в начале 2012 года, не задалась с самого начала. Напомним, его здание предполагалось «всего лишь» отреставрировать с некоторой перепланировкой и оснастить современной музейной «начинкой». Но на поверку состояние его несущих конструкций «образца» 30-х годов ХХ века оказалось таковым, что здание было решено снести, построив новое, на что, естественно, потребовался и новый проект. Объект, включённый в губернаторскую программу «80х80» и в концепцию «Барнаул – культурная столица юга Сибири» на 2012-2017 гг., доверили авторитетной компании «Стройгаз». Сдать музей стоимостью около 850 млн рублей планировалось в 2015 году. Кризис как подножка Уже в кризисном 2014-м стало понятно, что срок сдвинется, но, что администрация края расторгнет контракт с «излюбленным» исполнителем госзаказов из-за его невозможности выполнять взятые обязательства, ещё никто не предполагал. Но это случилось – в конце 2016 года (а в июне с. г. «Стройгаз» был признан банкротом, – ред.), после чего на объект весной 2017 г. зашла известная компания «Селф». «В этом году планируется сделать фасад, кровлю, благоустройство, а также завести тепло в здание», – с оптимизмом рассказывал тогда вице-губернатор Андрей Щукин. Однако в 2018 г. строители не зашли на внутренние работы, как планировалось. По весне «Селф» вообще отказался от контракта в 122 млн рублей! Как следовало из разъяснений подрядчика, проектно-сметная документация оказалась непригодна для выполнения работ по объекту, а кроме того, внутри здания возникла угроза обрушения некоторых конструкций (оно зимовало без отопления, – ред.). Перерабатывать документацию, в т. ч. с учётом изменившихся норм, взялась третья по счёту проектная организация. После того как «усовершенствованная» проектно-сметная документация прошла госэкспертизу, директор Художественного музея Нина Галкина рассказывала информационно-аналитическому порталу Док22: «Перспективы по новому зданию сейчас у нас самые радужные. Теперь у нас есть уверенность, что всё будет хорошо». Она надеялась, что новый подрядчик определится уже в начале сентября и вскоре возьмётся за дело, очередной срок завершения которого – начало 2021 года. Тем более что аукцион был объявлен на весь оставшийся объём работ и большой суммой – почти в 612 миллионов рублей... Вопрос открытый А «заявился» на него один-единственный участник... компания «Селф». Ввиду отсутствия конкурентов теоретически она могла быть допущённой к заключению контракта, но конкурсная комиссия сочла, что застройщик не соответствует дополнительным требованиям. А проще говоря, у него нет специального экскаватора и автобетоносмесителя (заметим, что это обстоятельство не помешало «Селфу» построить перинатальный центр «Дар», работать сейчас на строительстве краевого противотуберкулёзного диспансера и взяться за новое здание Театра кукол, – ред.). По слухам, руководитель компании Нодар Шония намерен оспаривать решение комиссии. Но ряд знатоков строительной отрасли считают, что это бессмысленно. Некоторые из них на правах анонимности высказывают мнение, что отсечение «Селфа» от музея практически по формальному основанию (недостающую технику можно взять в аренду, – ред.) может означать курс нынешней управленческой команды на демонополизацию рынка строительства бюджетных объектов. А другие полагают, что компании «аукнулся» иск к Минздраву региона о взыскании задолженности, связанной с поставкой и монтажом оборудования в «ДАРе». Впрочем, в данном случае важно лишь то, что в ближайшее время никакой подрядчик не зайдёт на музейный объект на площади Октября. Да туда и не любой может зайти, ибо организации нужна лицензия на реставрацию музеев, ибо де-юре Художественный музей именно реставрируют, а не строят заново. И не исключено, что его здание ещё на одну зиму останется замороженным в буквальном смысле слова. А между тем на сегодняшний день расчётная стоимость проекта уже перевалила за миллиард рублей... Кстати В ожидании открытия нового здания музея его сотрудники по адресу ул. Горького, 16, не только ведут привычную всем деятельность, но и «невидимую миру». Так, в 2017 г. мастера из Москвы, Томска и Омска отреставрировали для музея 84 предмета: 11 живописных произведений, 18 графических, 55 произведений прикладного искусства. По информации краевого Управления по культуре и архивному делу, на это из бюджета региона было выделено порядка 3,8 млн рублей. А недавно работники музея на словах поделились радостью по поводу шести отреставрированных экспонатов из коллекции народного костюма, в числе которых – уникальный свадебный корсет из курского женского комплекта. Выставки отреставрированных шедевров будут организованы в новом здании музея, – сообщает официальный сайт региона.