Какие изменения ждут общественный транспорт региона

Фото Александра ВоложанинаКакие изменения ждут общественный транспорт регионаПожалуй, ни одна сфера жизни за последние годы не реформировалась в Нижегородской области так активно, как общественный транспорт. Меняются маршруты, исчезают привычные «пазики», а в обозримом будущем электронные билеты должны полностью заменить бумажные. При этом из разных районов периодически приходят новости о бедственном положении муниципального транспорта и приходящим им на смену частникам. Так как же обстоят дела в этой сфере на самом деле? И к чему готовиться рядовым пассажирам? Об этом мы беседуем с министром транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Вадимом ВЛАСОВЫМ. Повезёт-не повезёт? – Вадим Александрович, общественный транспорт – одна из наболевших проблем для всего региона. Долгое время транспортные предприятия приходили в упадок, многие оказались на грани банкротства, подвижной состав изнашивался, люди боялись, что лишатся своих маршрутов. Как обстоят дела сейчас? – Транспортные предприятия области находятся в разной степени финансового состояния, но сказать, что мы перешли точку невозврата, нельзя. Основная проблема – это обновление подвижного состава. Но работа в этом направлении ведётся. Буквально недели три назад десять новых автобусов было поставлено в Арзамаспассажиравтотранс. Девять новых автобусов прибыли в Дзержинск. На четыре новых автобуса пополнился автопарк Борского пассажирского предприятия. Еще на ряде предприятий тоже планируют закупку автобусов. Вот совсем недавно состоялась рабочая встреча с главой Воскресенского района, и он доложил о планомерном обновлении подвижного состава. Сложно обновлять подвижной состав, учитывая, мягко говоря, непростое финансовое положение пассажирских предприятий Нижегородской области. К примеру, в феврале этого года говорилось о том, что тот же самый Арзамаспассажиравтотранс находится в предбанкротном состоянии. А теперь там закупают новые автобусы. Значит, удалось преодолеть транспортный кризис? В феврале администрация города Арзамаса предлагала перенести предприятие в другое место, а участок продать, и таким образом закрыть долги. Других предложений не было. Но в советские годы это предприятие было образцовым! Перенимать опыт приезжали из других регионов страны. Поэтому было решено сохранить и предприятие, и ремонтную базу. Пришел новый руководитель, представил план по оздоровлению предприятия, который министерство одобрило. Сейчас мы рассматриваем заявку предприятия на финансовую помощь из областного бюджета. С предприятием ведется плотная работа, и уже есть первые результаты по погашению рассрочки перед налоговой. Основная часть задолженности предприятия именно там. Достигнута договорённость о её поэтапном погашении, и сейчас разговор о банкротстве предприятия уже не ведётся. Благодаря совместной слаженной работе предприятие удалось спасти. Мы будем транслировать этот положительный опыт работы и взаимодействия на другие предприятия региона. Частное слово А в Кстово, похоже, решили пойти по какому-то своему пути. Правда ли, что там вообще не осталось муниципального транспорта, а все маршруты активно делят частные перевозчики? Если частные перевозчики что-то там и делят, то это их «кухонные разговоры». Кстовское пассажирское предприятие находится в банкротном состоянии с прошлого года. Конкурсный управляющий не совсем заинтересован в том, чтобы вывести предприятие на положительную финансово-хозяйственную деятельность. У министерства же, совместно с администрацией, напротив, есть план по его сохранению. Сейчас предприятие уже получает прибыль, осуществляя вахтовые перевозки для «Лукойла». Пока в самих предприятиях выход из положения видят в увеличении дотаций из областного бюджета. Помнится, теперь уже экс-глава Нижегородэлектротранса заявлял на заседании городской Думы, что объём компенсации выпадающих доходов за перевозку льготников сокращается с каждым годом, а себестоимость поездки растёт… О том, что мы намерены кого-то содержать, речи быть не может. Любое предприятие, в том числе пассажирское, должно получать не только дотации, но и доходы. Любой бюджет стремится к уменьшению затрат. Вот вы сослались на предыдущего руководителя Нижегородэлектротранса. Но он потому и стал предыдущим, что не смог оптимизировать расходы предприятия. По большому счёту, деятельность, которая сейчас там ведётся, и те мероприятия, которые городом рассматриваются, могут вывести предприятие на положительную финансово-хозяйственную деятельность и минимизировать дотации из бюджета до минимума. Выделить деньги из бюджета – это проще всего, необходимо и внутри порядок навести. Денежный приток А может ли муниципальное пассажирское предприятие выйти на безубыточность и даже начать зарабатывать? Сейчас это кажется чем-то нереальным. Конечно. И каким же образом этого можно достичь? Это целый комплекс мероприятий. В первую очередь – устранение дублирующих маршрутов по городу и оптимизация затрат. Но у нас оптимизация затрат – это, как правило, сокращения. Сейчас, например, в Нижнем Новгороде планируют отказаться от кондукторов. Но пойдет ли это на пользу в плане качества обслуживания? Я пока не видел таких предложений. Я, конечно, не против, чтобы у нас было как в советские времена – денежку бросил, билетик оторвал. Но в Москве, к примеру, неоднозначная история по бескондукторному обслуживанию, так что здесь еще нужно посмотреть. Ещё одно давно обсуждаемое нововведение – это полноценная работа АСКОП (автоматизированная система контроля оплаты проезда) на общественном транспорте, в том числе на частных маршрутах. В Нижнем Новгороде она уже начала работу, а как обстоят дела с её внедрением в районах области? В настоящее время готовится нормативная база. Я не хотел бы сравнивать с системой, которая действует в Нижнем Новгороде. Речь идёт о создании автоматизированной системы оплаты проезда на областном уровне. Где-то это может быть принципиально похоже на систему, которая внедрена в Нижнем Новгороде. А можно ли говорить о том, что оператором этой системы в области будет «Ситикард»? Ведь других компаний, которые бы предоставляли подобную услугу, в области нет. Они есть в России. Наша главная задача – создать конкуренцию, это будет залогом высокого качества и низкой нагрузки на предприятия. Я не против существующей в Нижнем Новгороде системы, не против других систем, которые применяются в России. Самое главное, чтобы был положительный результат: удобно для пассажиров и ненакладно для пассажирских предприятий. Я считаю, что 5 процентов от транзакции по условиям «Ситикард» – это дорого, есть дешевле. На прошедшем в мае Петербургском международном экономическом форуме глава региона Глеб Никитин говорил о желании дополнить общественный транспорт в регионе водным транспортом. Насколько это реально? Это реально, но для этого необходимо создать парк речных судов. Глеб Сергеевич получил проработать этот вопрос. Как вариант сейчас рассматривается судно на подводных крыльях «Валдай 45Р», параллельно определяемся с маршрутом. Как только будут приняты конкретные решения, мы об этом сообщим.

Какие изменения ждут общественный транспорт региона
© Нижегородская правда