Новые положения УК и КОаП сыграют особую роль в пенсионной реформе
Законодательные гарантии прав старших возрастных категорий отечественных работников могут сыграть только дополнительную роль в решении проблемы их трудоустройства – считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Права старших категорий населения будут подкреплены КоАП и УК РФ Дело в том, что заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова заявила, что в качестве обеспечительных мер по противодействию увольнению лиц предпенсионного возраста могут стать крупные штрафы. При этом, в качестве основы здесь выступят положентя УК РФ, которые касаются увольнения беременных и женщин, находящихся в декретном отпуске. Это положения ст. 145 УК РФ, где в качестве санкции выступает штраф до 200 тысяч рублей или зарплата работника до 18 месяцев. Данное предложение Голиковой появилось не просто так и является прямым следствием сегодняшнего обращения к российским гражданам со стороны президента РФ Владимира Путина, который заявил о необходимости принятия тяжелого решения по повышению пенсионного возраста и подтвердил, что в России сегодня существует дискриминация по приему на работу лиц старше 50 лет. В результате, Путин предложил установить в отношении работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение граждан предпенсионного возраста, а также за отказ при приеме на работу данных категорий населения. В России уже 20 лет сокращается общее число рабочих мест Вследствие этого, появится правовая категория «предпенсионеров», которая будет соответствовать 60 годам для мужчин и 55 годам для женщин, что станет серьезным фактором для специфического российского трудового рынка. «У нас уже 20 лет продолжается тенденция, когда общее количество создаваемых рабочих мест меньше, чем общее количество сокращаемых, и это базисный момент, который определяет характер отечественного рынка труда», - констатирует Сафонов. Как замечает эксперт, данная тенденция связана с разными причинами – с закрытием предприятий, банкротствами, оптимизацией производств и многими другими факторами, которые определяют развитие любого народного хозяйства. Например, здесь нельзя забывать и про процесс общего сокращения населения в России, а также на постепенный рост производительности труда. И здесь, кстати говоря, возникает коллизия, когда подобное искусственное сохранение рабочих мест входит в противоречие с базисной целью по повышению производительности труда в России, а, значит, и по росту эффективности национальной экономики. Дискриминация в России начинается в 45 лет «Впрочем, в данном моменте правильно подмечено, что главной проблемой отечественной пенсионной реформы является обеспечение людей работой. При этом, эта проблема существует в России и без повышения пенсионного возраста, поскольку все компании, что у нас занимаются трудоустройством граждан, замечают, что средняя точка отсечения от рынка труда составляет в нашей стране 45 лет. После данного возраста российский гражданин имеет серьезные проблемы с трудоустройством», - заключает Сафонов. Соответственно, если бы у нас был дефицит кадров, то эта точка была бы намного выше, как это на сегодняшний день существует в странах Запада, а у нас вследствие деградации общей структуры экономики в девяностые годы имеет место совсем другая ситуация. «Кроме того, есть проблема распределения рабочих мест по всей территории нашей страны, поскольку в России только пять регионов являются в данном отношении импортерами. Это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, а также Ханты-Мансийский автономный округ. Они создают львиную часть новых отечественных рабочих мест», - резюмирует Сафонов. Впрочем, главную роль здесь играет Москва, причем все остальные субъекты РФ кроме этих пяти, согласно статистике, ведут сокращение рабочих мест, поэтому мы в этом вопросе упираемся и в развитие региональной экономики. Россия должна сделать ставку на рост своей экономики «По этой причине и возникают сомнения в эффективности тех мер, которые сейчас здесь рассматриваются, но это не окончательный вариант, а один из возможных вариантов решения данной проблемы», - констатирует Сафонов. По словам Александра Львовича, штрафы в этом вопросе вообще малоэффективны. Во-первых, если брать государственные учреждения, то им можно просто дать команду не увольнять данные категории населения. Во-вторых, есть определенные виды деятельности, где человека можно уволить по состоянию здоровья, поскольку там существуют четкие требования к физическому здоровью. «Здесь есть много вариантов – например, эти основания могут использоваться для увольнения работника за год до наступления его предпенсионного возраста. Кроме того, сложно назвать на этот счет успешную мировую практику, поэтому мы здесь все-таки должны делать упор и на другие темы, которые бы позволили решить эту проблему», - заключает Сафонов. Главным образом, в этом вопросе актуально сокращение тарифов по взносам в ПФР на лиц предпенсионного возраста, что сделает эту категорию работников крайне выгодной для работодателей, но здесь все нужно делать осторожно, поскольку подобная мера может послужить стимулом для роста молодежной безработицы, и это подтверждается последними данными Росстата. «Таким образом, здесь нужны эффективные экономические методы, причем рассчитанные не просто под мегапроекты, а под рост народного хозяйства в нашей стране, которые позволят создать новые высокооплачиваемые рабочие места», - резюмирует Сафонов. Это единственный вариант решения данной проблемы, а все остальные меры носят дополнительный характер.