Войти в почту

Нижегородская промышленность: самостоятельно или в концерне?

Нижегородские промышленные предприятия, за редким исключением, входят в холдинги и корпорации. Часть – как головные заводы, но чаще – важной, но частью сложного механизма. И встану во главе Прежде всего, начнём с «нижегородских» холдингов, то есть тех, где нижегородские предприятия являются системообразующими. Как, например, в группе компаний «НМЖК», где нижегородская фирма владеет производственными активами в ряде российских регионов. Сложно назвать конгломерат вертикально интегрированной компанией (когда в одну цепочку выстроены циклы от добычи до продажи), но близко к этому. Естественно, произошло это не в один день, но тем не менее НМЖК можно назвать федеральной российской корпорацией. Нельзя обойти вниманием «Группу ГАЗ», в которую, кроме Горьковского автомобильного завода, входит как минимум ещё одно предприятие региона – Павловский автобусный завод и чьи производственные мощности расположены в регионах Центральной России, на Урале, в Сибири. Горьковский автозавод – основной актив «Группы ГАЗ», центр интеграции 13 заводов в восьми регионах России. Вот уже 5 лет «Группа ГАЗ» выпускает модели нового поколения NEXT: лёгкие коммерческие автомобили «ГАЗель NEXT», среднетоннажные «ГАЗоны NEXT» и тяжёлые грузовики «Урал NEXT», автобусы «Вектор NEXT». Недавно Группа представила общественности концепты дальнейшего развития линейки NEXT. Разработка всех новых моделей «Группы ГАЗ», которые встают на конвейеры предприятий в разных регионах страны, ведётся в Объединенном инженерном центре компании, расположенном в Нижнем Новгороде на площадке ГАЗа. «Термаль» - тоже группа предприятий, самостоятельных производств, объединенных общими целями и стратегией развития, расположенных на единой промышленной площадке, площадью 14 тыс. кв. м. Часть целого Нижегородский машиностроительный завод входит в ОАО «Концерн ПВО “Алмаз-Антей”». Сегодня завод имеет в своем составе шесть крупных многопрофильных производств. Ещё одним крупным акционером является и группа компаний «Каскол». Включение в оборонный концерн позволило не только загрузить мощности, но и создать новое производство – завод 70-летия Победы. Завод является воплощением трети инвестиционной программы концерна на 2012–2016 годы, общим объёмом инвестиций в 120 миллиардов рублей, из которых собственные средства концерна ПВО «Алмаз-Антей» – 104 миллиарда. Новый завод в Нижнем Новгороде открыт в конце марта 2016 года с участием президента Владимира Путина. Общее число новых рабочих мест – более 3000. Однако НМЗ по итогам первого полугодия 2018 года нарастил чистый убыток в 2,6 раза, до 466,6 млн рублей, говорится в отчётности НМЗ. Кредиторская задолженность НМЗ равна 19,9 млрд рублей, рост - на 12%. Дебиторская задолженность достигла 10,7 млрд рублей, увеличившись на 6%. Прошлый год НМЗ завершил с прибылью 20,9 млн, которая будет направлена на покрытие убытков предыдущих лет. Тем не менее, прибыль в 2017 году сократилась в 14,8 раза. Выручка предприятия в 2017 году выросла до 9,9 млрд руб. против 8,5 млрд годом ранее. А вот головной концерн «Алмаз-Антей» впервые в 2018 году вошёл в первую десятку ТОП-100 крупнейших оборонных предприятий мира по версии американского еженедельника Defense News, показав за 2017 год выручку в $9 млрд, «Алмаз-Антей» занял 8-ю строчку, годом ранее он был на 11-й позиции. Гораздо сложнее была история в холдинги у нижегородского авиазавода «Сокол» и завода «Красное Сормово». Ныне НАЗ «Сокол» входит в состав АО «РСК “МиГ”». И «МиГ» будет выполнять 50 процентов операций при производстве МиГ-35 именно в Нижнем Новгороде. Ранее «Сокол» принадлежал ОАК (2006), ещё раньше – группе «Каскол». И эти смены собственника негативно сказались на судьбе турбовинтового самолета М-101Т «Гжель». Доведённый до ума при одном собственнике, вплоть до трансатлантического перелёта, при другом самолёт был снят с производства. Всего было выпущено 26 самолётов, из них четыре прототипа и 22 серийных. Таких самолётов сейчас очень не хватает на межрегиональных маршрутах в бизнес-авиации. У «Красного Сормово», входящего в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), вроде всё хорошо. В частности, полным ходом идёт производство танкеров и сухогрузов, в том числе класса «река–море». Более того, «Красное Сормово» в рамках ОСК строит круизный российский лайнер, первый за последние лет 25, уже есть планы и на второй. Но когда сормовский завод входил в холдинг Кахи Бендукидзе, там фактически дошло до остановки производства и попытки переориентации на изготовление буровых платформ для Каспия, притом что предприятие было к этому полностью не готово. И только отъезд Бендукидзе в Грузию с продажей российских активов спас «Красное Сормово». Будучи единственным в России и крупнейшим в Восточной Европе предприятием по производству якорных цепей и такелажа, цепей для горно-шахтного оборудования, грузовых цепей, строп и комплектующих, «Завод Красный якорь» - самостоятельное, независимое юридическое лицо. Ныне завод чувствует себя вполне неплохо.