От зернотранзита повеяло химией. Волгоградская область пытается вписать умерший в коридор «Север – Юг»
Власти Волгоградской области активизировали взаимоотношения с Ираном по вопросу речных перевозок грузов. С рабочим визитом в республике побывал волгоградский губернатор Андрей Бочаров. Российская делегация увидела работу порта Амирабад, входящего в международный транспортный коридор «Север – Юг». Через гавань ежегодно проходит 7,5 млн тонн грузов, из них около 30–40 % – это как раз зерно. Что не так Бочаров заявил, что именно развитие зерновой торговли с Ираном должно «решать вопросы по эффективному использованию потенциала водных путей страны и экспортного потенциала области». Чем вызвал некоторое недоумение у разнообразных аналитиков, услышавших в таких словах губернатора отказ от развития региональной сельхозпереработки. Напомним, волгоградский агропром – это классический образец сырьевого придатка, территория, где выращивают много зерна и овощей на вывоз без переработки, а значит, и добавленную стоимость создают и получают в других регионах. Яркие, но редкие исключения вроде «Садов Придонья» только подтверждают правило. В среднем за год в регионе собирают чуть больше 4 млн тонн зерна, при этом внутреннее потребление – менее одного миллиона тонн. Власти поясняют – в регионе работают четыре порта, два из которых имеют зерновые причалы. Однако во время иранского вояжа волгоградских чиновников и бизнесменов говорили о значительных инвестициях в развитие логистической сети. Вкладывать в действующие порты вроде Волжского – затея неочевидная: их ресурс крайне ограничен. Вызывает вопросы и сама идея концентрации на зерновых поставках. Весной этого года Российская торгово-промышленная палата сообщала, что среднегодовая потребность в российском зерне имеет потенциал роста не больше 1,5–1,7 млн тонн, то есть вдвое меньше, чем в урожайный год может обеспечить одна Волгоградская область. Однако речь шла о создании хаба, рассчитанного как промежуточная точка в транспортно-логистической системе. Начинай сначала По данным ФТС (Федеральной таможенной службы) РФ, в первом полугодии 2018 года внешняя торговля России с Ираном составила 945,4 миллиона долларов, а за январь-июнь 2017 года – 739,5 миллиона долларов, 27,8 % составил рост оборота. Отметку в 1 миллиард долларов взаимная торговля между странами гарантированно превысит уже по итогам текущего года. В 2019-м при благоприятном развитии ситуации оборот может вырасти до 3 миллиарда долларов. «Учитывая, что вновь возник вопрос о санкциях в отношении Ирана, и то, что эта страна является наблюдателем в укрепляющемся партнерстве БРИКС, а также недавнее подписание соглашения по Каспию, перспективы перевозок на участке Волга – Каспийское море – Иран, конечно же, есть, и благоприятные перспективы. Причем это могут быть не только перевозки между двумя странами, но и транзитные перевозки через территорию РФ – как в Иран, так и из него, – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – В первую очередь такая торговля зависит от желания и намерения обеих стран ее развивать. Транспорт и инфраструктура тоже есть, но эти ресурсы могут быть увеличены и расширены. Кроме того, нужно привлечь транзитные грузы на данное направление, что уже делается». Наконец, отмечает эксперт, даже при ужесточении политической ситуации прямого запрета на торговлю не будет, а возможные ограничения можно будет обойти. Напомним, Волгоградская область стала активно обсуждать совместные с Ираном проекты при предыдущем губернаторе Сергее Боженове. Уже тогда речь шла о создании в регионе транспортного узла для коридора «Север – Юг»; кстати, зерновой вопрос тогда тоже поднимался, но как сопутствующий. Отметим, что сейчас не меньше трети волгоградской пшеницы экспортируется именно в Иран. Но основная отгрузка действительно проходит не на Каспии, а в черноморском порту Новороссийска. «Перевозки сельхозпродукции водным транспортом в Иран, конечно же, могут быть выгоднее. Во-первых, они прямые и напрямую связывают продавцов и покупателей. Во-вторых, они дешевле и быстрее, чем железнодорожные перевозки, нет необходимости многократно перегружать то же зерно с одного вида транспорта на другой, что сказывается на его качестве», – объясняет Дмитрий Баранов. Последние годы команда губернатора Бочарова отношения с Ираном минимизировала до такой степени, что однажды в 2017-м визит достаточно представительной делегации из исламской республики пришлось, поговаривают, чуть ли не в частном порядке организовывать финансовому вице-губернатору Александру Дорждееву, что не входит в его полномочия. Фактически сейчас решено вернуться к договоренностям, состоявшимся 6 лет назад. Возврат к иранской теме выглядит в какой-то степени вынужденным. В кулуарах гадают: был ли визит в Мазандаран для Бочарова просто способом побыть в информационной повестке по трендовой теме или этими действиями пытаются прикрыть очевидные неудачи по другим проектам. «Насколько мне известно, визит в Иран получился не столь впечатляющим, как его пытаются представить прогубернаторские СМИ, – говорит заместитель директора Института региональных исследований ЮФО Александр Сайгин. – Волгоградскую часть визита готовила региональная ТПП. У них это получилось в высшей степени плохо. В итоге главу палаты Вадима Ткаченко сделают стрелочником в этой истории, забыв, что сам визит в большей степени должны были готовить чиновники. А специалистов по этому направлению в Волгоградской области просто нет. Естественно, регион также подпортил и федеральную часть визита». Заводская заводь Как стало известно «ФедералПресс», планы, предлагаемые иранцам, прямо связаны со скандально известным заводом «Химпром». Уникальное предприятие, напомним, задолжало около 10 млрд энергетикам, и «Ростех» закрыл его как бесперспективное. Сразу несколько информированных источников сообщили, что именно на его территории региональные власти хотят создавать тот самый хаб. Предполагается, что там будет погрузка не только зерна, а гораздо более широкого спектра товаров, а также планируется оказывать услуги по ремонту и техобслуживанию судов разных классов. Базой послужит развитая инфраструктура химпромовской площадки, включающая железнодорожные пути. Напомним, с 2015 года власти ищут «Химпрому» инвесторов, которые смогут хотя бы частично восстановить производство по основному профилю. В августе 2017 года Андрей Бочаров обсудил дальнейшую судьбу площадки с «Ростехом» и председателем совета директоров компании «АЕОН Корпорейшн» Романом Троценко. Заявлено, что проведен технический аудит заброшенных цехов, который подтвердил, что на площадке «Химпрома» после модернизации можно возобновить производство карбида кальция, хлорной извести и другой продукции. В мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме Андрей Бочаров и Роман Троценко заявили об изменившейся концепции. Они встретились с президентом японской компании «Марубени Корпорейшн» Тэруо Асада по вопросам строительства на базе «Химпрома» современного завода по производству метанола. В результате между инвесторами и Российским фондом прямых инвестиций заключено соглашение о реализации проекта. На первом этапе в него планируют вложить около 40 млрд рублей. Создание завода, который ежегодно сможет выпускать до 1,5 млн тонн продукции, займет 3,5 года. Предполагается, что на его основе в дальнейшем будет создан химический кластер с суммарным объемом инвестиций порядка 1,2 млрд долларов. На это нужно не меньше 8 лет. По сведениям компетентных источников, на строительство на той же территории логистического хаба нужно 4 года. Это подразумевает комплекс мероприятий – от строительства ремонтных доков, которые будут обслуживать иранские суда, до дноуглубления и берегоукрепления. Информированный источник считает: волгоградские власти рассчитывают на то, что с проектом в регион придут до 100 млрд рублей инвестиций. Около 10 млрд планируется направить на устранение экологического ущерба. В июне, когда Волгоград посещал новый глава Минприроды РФ Дмитрий Кобылкин, губернатор Андрей Бочаров вновь привлек внимание к проблеме ликвидации так называемого белого моря – шламонакопителя «Химпрома». «Отдельно прошу включить в протокол вопрос ликвидации накопленного ущерба предприятия «Химпром», – подчеркнул глава региона. – Решений по финансовому обеспечению пока не принято, но этот объект расположен на берегу Волги и его надо ликвидировать». Появлялись, кстати, слухи, что инвестором может стать и экс-депутат Госдумы от Волгоградской области Олег Савченко. В середине нулевых он был совладельцем «Химпрома», тогда еще не убыточного. Сам промышленник заявил «ФедералПресс», что войти в такой проект он может только если будет прямая просьба от государственных структур. «Вероятно, противоречивая информация связана с тем, что прорабатываются разные варианты и пока идет борьба за реализацию того или иного проекта, – рассуждает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – В любом случае, после достижения договоренностей по разделу Каспия экономическая активность в регионе должна возрасти, и наличие производственных, перевалочных сервисных активов позволит в этот рост включиться». Дмитрий Баранов не исключает, что оба проекта могут быть реализованы одновременно. «Территория предприятия значительная, часть занимают отходы, которые, скорее всего, будут утилизированы, что освободит всю площадку. Химическое предприятие будет новым, с использованием современных технологий, и больших площадей не понадобится. А на части территории вполне могут разместиться мощности по строительству, ремонту и обслуживанию судов, и не исключено, что и какие-то другие производства. Это позволит сохранить профиль промышленной зоны. Эффект от такого соседства может заключаться еще и в том, что различная химическая продукция нового предприятия может переваливаться на корабли и доставляться как внутренним, так и внешним потребителям. Помимо этого, соседство двух проектов даст химическому производству заказы от корабелов, которые, в свою очередь, получат возможность приобретать часть товаров и услуг для своих нужд по минимальной цене», – заключил Баранов.