Казахстанский уголь поедет по России без преференций
Казахстанский уголь будет идти через территорию РФ на равных условиях с другими перевозчиками, а намерения Астаны получить преференции нарушают принцип недискриминационного доступа к перевозкам. Такое мнение озвучили эксперты ФБА "Экономика сегодня". Соглашение о перевозке угля из Казахстана по России и его перевалке в портах РФ не подписано двумя странами. Российская сторона на заседании Евразийского межправительственного совета убедила партнеров в том, что это соглашение вредит угольной отрасли РФ, пишет "Коммерсант". Минтранс оценит доступ казахских экспортеров к российским портам, но подписание документа, по мнению ведомства, действительно может задеть интересы российских игроков. По причине нехватки провозных мощностей дополнительная нагрузка на транспортную инфраструктуру России в части транзита до 14 млн тонн в год казахстанского угля негативно отразится на конкурентоспособности российских экспортеров угля, а также станет причиной снижения уровня занятости населения в Хакасии и Кузбассе. Ранее сообщалось, что Астаной подготовлен проект межправительственного соглашения с РФ, дающий казахским угольщикам право приоритетного доступа к российским экспортным портам. Отношения на разных стадиях Россия и Казахстан проходят периодические стадии то ухудшения, то улучшения экономических отношений, притом что страны являются партнерами по ЕАЭС, говорит ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности и финансового университета РФ Станислав Митрахович. "Казахстан, напомню, всегда хотел транспортировать свой нефть и газ через Россию в Европу, Россия соглашалась, но только очень условно. У нас есть Каспийский газопроводный консорциум, позволяющий выводить нефть из Казахстана в Новороссийск, при этом часть казахстанской нефти идет в Европу через Каспийское море, и дальше через Баку, что Москва всегда воспринимала как способ ее обойти. Казахстан требовал, чтобы РФ ратифицировала энергетическую хартию, чтобы транспортировать и газ через нашу территорию, но понятно, что Россия всегда отказывалась от этого", - сказал эксперт, отметив, что возникающие между странами проблемы в экономической сфере, тем не менее, решаются, стороны обычно приходили к компромиссу. Не повод для разногласий Есть железнодорожная инфраструктура, есть недискриминационный доступ к ней, объясняет генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. Соответственно, владелец инфраструктуры не может предоставлять ни одному грузовладельцу никаких преференций. "Казахстанский уголь и сейчас едет через Россию, но в общем порядке - так же, как и наши грузовладельцы, подают заявки, которые удовлетворяются в соответствии с технической возможностью владельца инфраструктуры. А предоставлять кому-то приоритетный доступ, а тем более прописать это в документах - это нарушает недискриминационный принцип. Услуга перевозки - публичная, соответственно, любой грузовладелец может обратиться за ее получением. Почему мы должны предоставлять кому-то условия лучше, чем своим грузовладельцам?", - говорит эксперт. Юрий Саакян, однако, уверен эта ситуация не является поводом для разногласий и претензий. "Уголь, повторюсь, едет через Россию, просто на равных с другими. Конечно, почему бы не попытаться получить для себя какие-то преференции. Ну не получилось. Так что не думаю, что все это приведет к каким-то осложнениям", - заключил эксперт ФБА "Экономика сегодня". Ранее сообщалось, что Казахстан планирует ввести временные ограничения на импорт российского бензина. При этом глава Минэнерго страны Канат Бозумбаев отмечал, что Казахстан и Россия работают в рамках совместных балансов, которые утверждаются обеими сторонами. "Мы еще не выбрали тот объем импорта из России на этот год, который должны были выбрать. Но пусть он остается на всякий случай. Практика показывает, что аварии могут быть на наших НПЗ", — говорил Бозумбаев.