Галереи Таллинна демонстрируют петербургское искусство
ТАЛЛИНН, 1 янв — Sputnik, Ирина Тихомирова. В двух галереях Таллиннского Дома искусства — в галерее Дома искусства (Вабадузе вяльяк 6) и в Городской галерее на улице Харью, 13 проходят выставки двух известных российских художников, творчество которых находится далеко за рамками академического искусства. Это, как написал в аннотации к выставке ее куратор эстонский художник Янно Бергман, — "изысканный комплект противоречивых черт: с одной стороны, — острая ироничная социальная критика, с другой, – поэтически-романтическое восприятие мира". В этой "встрече с прекрасным" корреспонденту Sputnik Эстония помогла куратор Таллиннского Дома искусства Тамара Луук, она же сделала некоторые комментарии к творчеству художников. Искусствовед Тамара Луук Оба мастера, как видно из экспозиции, работают с, так называемыми, "бедными" материалами — фанерой и бумагой. Помимо фанеры фирменным знаком Владимира Козина является автомобильная резина. Благодаря профессиональному образованию этих художников, как считает куратор Луук, обоим мастерам свойственно пространственное мышление, их творчеству присуща работа с книжными текстами и особенная концепция их иллюстрирования. "Славянское барокко" в исполнении Владимира Козина В Городской галерее можно увидеть произведения санкт-петербургского художника Владимира Козина под названием "Славянское барокко". Его выставка включает инсталляцию под названием "В будущее возьмут всех": она оживляет живописное полотно Василия Верещагина 1871 года "Апофеоз войны". Часть экспозиции "Русское барокко" - "В будущее возьмут всех" На его таллиннской выставке можно увидеть много работ на тему "мышеловка", — выразительные объемные объекты из автомобильной резины; в этих арт-объектах отзвуки творчества художников-авангардистов Казимира Малевича и Михаила Матюшина, и они, эти объекты, по мнению организаторов выставки, "ведут абсурдистский диалог о контексте прошлого и современного искусства". Часть экспозиции "Вечные ценности" Подготавливая экспозицию в Таллиннской Городской галерее, российский художник Владимир Козин рассуждал таким образом: "Одна часть выставки носит название "Вечные ценности" и повествует о темах, вопросах и проблемах, которыми задавались и до сего дня задаются разные эпохи и люди … Ответы на эти вопросы найти непросто, поскольку, как мы знаем, история … не учит нас ничему". Часть экспозиции "Русское барокко" - "В будущее возьмут всех" Владимир Козин в 1980 году окончил отделение архитектурно-декоративной пластики Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной. Его большая заслуга состоит в организации художественной жизни и зачинании новых творческих объединений и галерей. Часть экспозиции "Русское барокко" - "В будущее возьмут всех" В 1996 году Козин активно участвует в Товариществе "Новые Тупые": за шесть лет художники проводят более 70 перформансов, поэтические чтения и семинары. За небольшими обзорными выставками в Москве и Санкт-Петербурге последовала большая ретроспектива в Московском музее современного искусства в 2016 году. Часть экспозиции "Русское барокко" - "В будущее возьмут всех" После того, как Товарищество прекратило свое существование, Владимир Козин принимает участие в создании галереи без адреса "PARAZIT", затем придумывает передвижной музей "Мышеловка современного искусства" и самую маленькую в Петербурге галерею "10х15". Он является членом Санкт-Петербургского гуманитарного фонда "Свободная культура". Часть экспозиции "Русское барокко" - "В будущее возьмут всех" Творчество Владимира Козина включает множество средств выражения. Художник увлекается скульптурой, инсталляцией, перформансом, фотографией, видео-жанром, а также авторской книгой. "Вторая жизнь" в интерпретации Александра Шишкина В определенный момент своей творческой биографии художник Александр Шишкин взял творческий псевдоним "Хокусай": "Хокусай – такой же бренд в Японии, как Шишкин в России, плюс ко всему мне близка эстетика его искусства. Шишкин работал с природой, а Хокусай – с персонажами, таким образом, я для себя зашифровываю два вектора: Шишкин как средовой момент, а Хокусай как психодрама, работа с гомосапиенсом". Видеоинсталляция Шишкина-Хокусай "Радиоактивный Версаль" В галерее Дома искусства Шишкин-Хокусай показывает видеоинсталляцию, центром которой является фильм "Радиоактивный Версаль", созданный художником в 2016 году. Фильм сделан в технике "компьютерная графика" на основе компьютерной игры "S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля"; он как бы переносит нас в опустошенную радиоактивной катастрофой зону, похожую на Чернобыль. По воле художника в ней существуют только "двухмерные люди", — застывшие фанерные фигуры. Зрительный зал заполнен теми же фанерными персонажами, и свободных мест здесь нет. Видеоинсталляция Шишкина-Хокусай "Радиоактивный Версаль" Искусствовед Тамара Луук таким образом прокомментировала для Sputnik Эстония экспозицию Шишкина-Хокусай: "Выставка "Вторая жизнь", концентрируется вокруг видео "Радиоактивный Версаль", — это "как бы игра", тут виды и пейзажи старого Чернобыля — его тени. Фанерные люди создают в этом пространстве своеобразный мир. Видео и инсталляция составляют целостную картину в галерейном пространстве. Эти дети (фигуры из фанеры, ред.)смотрят видео, Шишкин-Хокусай называет их аватарами. В видео создан мифический пейзаж, там что-то есть от "Сталкера", — он покинут людьми, но там двигаются двухмерные существа. Как свое послание, художник вывел на стену письмо, которое должно дать ключ к выставке: "Свобода, бесконечная свобода, которая нас ожидает". В своей аннотации к таллиннской выставке Шишкин-Хокусай написал так: "Мне интересно изучать, как интегрируется в различные зоны произведения художников и при каких условиях произведения уже не нуждаются в зрителях, живут полноценной и самостоятельной внутренней жизнью. Вне всяких сомнений, искусство окончательно эмансипировалось, освободившись от роли "слуги", развлекающего человека". Инсталляция Шишкина-Хокусай "Борьба поколений" Будучи театральным художником, Щишкин-Хокусай много занимается созданием инсталляций. Но при увеличивающихся масштабах художественных проектов Шишкин не отказывается от сценографии в пользу изобразительного искусства, так как обе эти части творческой жизни дополняют и подпитывают его: "Современное искусство старается уйти от чувственности. Воспринимает её как шум. Театр же на ней активно паразитирует. И в своих работах я начал ориентироваться на чувственное восприятие, хотя очень этим недоволен сейчас…. Так или иначе, театр для меня — наркотик, и избавиться от него я пока не могу". По словам куратора Луук, Шишкин-Хокусай из мира театрального переехал в мир галерей, но и здесь он чувствует себя замечательно. Александр Шишкин в 1995 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Имеет опыт работы театрального художника в лучших российских театрах с лучшими постановщиками. Инсталляция Шишкина-Хокусай "Борьба поколений" За творческую работу в театре удостоился премий: "Чайка", "Хрустальная Турандот" и Премии благотворительного фонда Олега Табакова, четырежды отмечен наградой "Золотая маска", лауреат "Премии Станиславского" и "Золотой софит". Инсталляция Шишкина-Хокусай "Борьба поколений" Шишкин-Хокусай активно выступает как автор художественных проектов. Он работает с тотальными инсталляциями, в которых сценические темы представлены фигурами из фанеры и расписаны художником вручную. Самая масштабная уличная инсталляция художника "Практики Взросления" (2015) состоит из более чем 200 фигур, доходящих высотой до 12 метров – её демонстрировали в Музее уличного искусства Санкт-Петербурга, затем в Уфе и Воронеже. Тому же принципу масштабности и мобильности следует инсталляция "Штурм", построенная во дворе галереи Марины Штагер в Лондоне в октябре 2017 года. Сюжет инсталляции посвящён знаменательному событию – 100-летию Октябрьской революции, которое художник трансформировал в "фанерное" поле боя сексуальной революции. Эта инсталляция будет демонстрироваться в различных городах Англии. Покой нам только снится На вопрос корреспондента Sputnik Эстония о том, почему такой неожиданный интерес к российскому искусству, куратор Тамара Луук ответила: "Мы очень хотим, чтобы русско-язычное общество присоединилось к местной культурно-художественной жизни. Также мы хотим показать, каково оно, русское искусство: художники берутся за тему, не очень шлифованную, но всегда прямолинейно". Эстонцы, по словам Луук, как художники, более мягкие: как — бы живут между "тем и этим", где чувственность и чувствительность играют огромную роль. "А в творчестве русских художников все сильно и прямо", — заключила искусствовед Тамара Луук. Следует добавить, что произведения двух российских художниках, чьи выставки предлагает посетить Таллиннский Дом искусства, не предполагают некое умиление красотой; экспозиции, напротив, обладают теми компонентами, которые должны фрустрировать зрителя,-цеплять, раздражать, — это цель художников, пытающихся передать свои личные болевые ощущения человеческому сообществу. Эстонский художник Ренальдо Веэбер: выставка "800/100/80" >>