Судовладельцам наобещали на три года вперед
Они могут получить 7 млрд руб. компенсации процентных ставок Как стало известно “Ъ”, правительство может продлить субсидии судоходным компаниям на частичную компенсацию затрат по процентам по кредитам и лизингу сразу на три года, включая текущий. Всего в 2017–2019 годы на это заложено 7,3 млрд руб. Однако пока не найден компромисс по поводу максимальной субсидируемой ставки по валютным платежам — Минфин предлагает 4%, тогда как Минпромторг и Минтранс настаивают на 6%. Шансы на то, что правительство продлит действие одной из основных мер поддержки российского судостроения, постановления №383, выросли. Этот механизм позволяет судоходным компаниям получать компенсацию из бюджета в две третьих от ставки кредита на строительство судна либо лизингового платежа за него. Правила этих субсидий утверждены правительством в 2008 году до 2010 года, но неоднократно продлевались (последний раз — до конца 2016 года). На этот год субсидии пока не продлены, и, как сообщали “Ъ” в Минпромторге, решение ожидается после принятия бюджета (см. “Ъ” от 10 мая). Госдума одобрила бюджет на 2018–2020 годы в пятницу, в нем на эти субсидии заложено 2,6 млрд руб. в 2018 году, 2,4 млрд руб. в 2019 году и 3,9 млрд руб. в 2020 году. На 2017 год было предусмотрено 2,3 млрд руб. В Минпромторге “Ъ” заявили, что сейчас рассматривается продление постановления на 2017–2019 годы и «данный вопрос выносится на площадку правительства». Но, по данным “Ъ”, официально документ в правительство не внесен. По информации “Ъ”, основные разногласия, которые не удалось урегулировать, связаны с намерениями Минфина, во-первых, исключить из расчета субсидии доход лизинговой компании, а во-вторых, снизить пороговый (максимальный к возмещению) размер ставки по валютным кредитам и лизингу с 2018 года до 4%. Минтранс и Минпромторг предлагают пороговую ставку в 6%. В нынешней редакции пороговая ставка — 10% в 2008–2012 годах и 8% в 2012–2017 годах. Источник “Ъ” в отрасли отмечает, что предлагаемые Минфином изменения приведут к снижению привлекательности лизинга: для судоходных компаний сократятся объемы субсидий, так как в ряде случаев все проценты в составе лизингового платежа отражаются именно как «доход лизинговой компании». Размер субсидий по лизинговым платежам и так ограничен пороговой ставкой, напоминает он, а предлагаемое снижение ставки до 4% «никак не отражает современные условия привлечения валютного финансирования на рынке». Надежда Малышева из PortNews не исключает, что риторика об ускоренном переходе на расчеты в рублях в российской экономике подталкивает Минфин к установлению столь низкого порога по валютному финансированию. Но, по ее мнению, уровень в 6% был бы более эффективной мерой поддержки. Помимо субсидирования процентной ставки государство с 2017 года поддерживает судостроение еще и утилизационными грантами (СУГ, единовременная выплата при утилизации старого судна и заказе в РФ нового). В текущем году на это заложено 394 млн руб., в одобренном бюджете на 2018–2020 годы на эту меру предусмотрено 371 млн руб., 290 млн руб. и 500 млн руб. соответственно. В этом году четыре соглашения о получении гранта с Минпромторгом подписал «Волготранс», и по одному — «ВодоходЪ», «Рыболовецкий колхоз им. В. И. Ленина» и «Петротанкер». В конце октября Минпромторг предоставил субсидии «Волготрансу» по двум соглашениям и «Петротанкеру» в целом на 227 млн руб. Судоходные компании неоднократно говорили, что обе меры поддержки должны работать вместе, так как грант направлен на вывод старого флота, а субсидии обеспечивают адекватные финансовые условия строительства нового. Пока бизнесу необходимо выбирать между двумя механизмами. В Минпромторге “Ъ” сообщили, что сейчас вопрос об их объединении не обсуждается. Впрочем, замминистра транспорта Виктор Олерский в интервью “Ъ” говорил, что такая возможность рассматривается, но переговоры «зашли не так далеко» (см. “Ъ” от 24 ноября). Анастасия Веденеева