Тульская область просит деньги на строительство автобана
Выставка Тульской области в рамках дней региона в Совете Федерации наглядно доказала — региону есть чем гордиться во всех отраслях экономики. Рядом с макетами современных артиллерийских и зенитных установок — пряники, корзины с яблоками и мешки с картошкой. Напротив сложных медицинских комплексов для контроля над жизненно-важными функциями организма — инсталляция стен Тульского кремля, одной из самых древних крепостей России. Что тревожит родину «Панциря» Тульскую область не зря называют «оружейной столицей России». Это один из регионов, вносящих значимый вклад в обороноспособность российского государства. Комплексы «Каштан», «Корнет-ЭМ», «Панцирь-СЛ» — таков далеко не полный перечень разработок тульских предприятий оборонно-промышленного комплекса. Налицо и успехи в других отраслях экономики. К примеру, в 2016 году аграрии региона собрали рекордный урожай зерновых — более полутора миллионов тонн. А индекс промышленного производства за 2016 год составил 112,8 процента к 2015 году. По этому показателю область заняла второе место в Центральном федеральном округе и седьмое — в России. «В то же время сохраняется ряд проблем, сдерживающих развитие региона. Это и сложная демографическая ситуация, и высокая доля ветхого и аварийного жилья, и недостаточность собственных финансовых ресурсов для реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов», — рассказал сенаторам губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Средств на инфраструктурное развитие почти нет. Таким образом, строительство новых объектов, текущий и капитальный ремонт, реализация инвестиционных проектов в большинстве своём обеспечиваются за счёт роста дефицита и заимствований.Выступая на пленарном заседании, глава региона обратился к председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой поддержать предложение делегации области о выделении федерального финансирования на инфраструктуру особой экономической зоны, созданной в 2016 году. Спикер палаты регионов откликнулась немедленно. «Федеральные власти должны участвовать в выделении средств для развития инфраструктуры особых экономических зон, — согласилась она. — В последнее время федеральный центр стал уходить от этой проблемы. Это неправильно. Без федеральной поддержки эффективность этих зон не будет столь высока». Строительство новых трасс остаётся проблемой для области Способы решения проблем региона обсуждались и на заседаниях Комитетов Совета Федерации. На заседании Комитета палаты по бюджету и финансовым рынкам заместитель губернатора Тульской области Сергей Егоров признал, что первостепенной задачей для субъекта остаётся обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета и выполнение в полном объёме расходных полномочий. При этом замглавы региона констатировал — собственных доходов области не хватает для покрытия даже первоочередных расходов. «Средств на инфраструктурное развитие почти нет. Таким образом, строительство новых объектов, текущий и капитальный ремонт, реализация инвестиционных проектов в большинстве своём обеспечиваются за счёт роста дефицита и заимствований», — пояснил он. В свою очередь, сенаторы предложили включить в список рекомендаций Правительству ежегодно при расчёте дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов учитывать их потребности по индексации заработной платы категорий работников бюджетной сферы, на которых не распространяется действие Указов Президента России. Также парламентарии рекомендовали кабмину при формировании «модельного» бюджета субъекта Федерации учитывать в расчётах расходы инвестиционного характера. На заседании Комитета Совфеда по экономической политике заместитель председателя правительства Тульской области — министр экономического развития Григорий Лаврухин попросил у Совета Федерации содействия в субсидировании дорожного строительства. По его словам, сейчас бюджет регионального дорожного фонда — это четыре миллиарда рублей. Без привлечения федеральных средств, а также частных инвестиций ремонтировать трассы будет невозможно. «В первую очередь мы говорим о дороге между М-2 и М-4, соединяющей два города — Тулу и Новомосковск. Трасса сегодня перегружена, и это сокращает её долговечность, а также влияет на скорость передвижения по ней. Предполагается строительство платной дороги. Сегодня нам нужен федеральный грант в размере 20 процентов от стоимости этой дороги, которая оценивается в 20 миллиардов рублей», — сказал зампред регионального правительства. По итогам обсуждения комитет подготовил ряд рекомендаций для включения в проект постановления палаты. В частности, Министерству транспорта было предложено рассмотреть возможность оказания финансовой поддержки Тульской области на строительство платной автомобильной дороги, соединяющей автомагистрали М-2 «Крым» и М-4 «Дон» и объездной автомобильной дороги города Новомосковска. Министерство финансов сенаторы попросили рассмотреть возможность установления для строящихся индустриальных парков и технопарков срока предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на инфраструктуру. Также ведомству было рекомендовано подготовить изменения в Налоговый кодекс, предоставляющие регионам право в ряде случаев устанавливать пониженные ставки налога на прибыль организаций. Переселение жителей из аварийного фонда в Тульской области стало предметом дискуссии на заседании Комитета палаты регионов по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. На начало 2017 года в регионе было зарегистрировано 1,4 миллиона квадратных метров ветхого и аварийного жилья, что составляет 3,3 процента от всего жилищного фонда. А Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поддержал министра сельского хозяйства Тульской области Дмитрия Миляева, заявившего о преимуществах введённого в этом году механизма льготного кредитования хозяйств. Однако оборотных средств всё же не хватает, указал чиновник. Потребность оказалась выше, чем выделенные лимиты по статье растениеводство. Одно из предложений тульских аграриев заключалось в том, чтобы предусмотреть в льготном кредитовании участие кредитных кооперативов. Это поможет в первую очередь фермерским хозяйствам, пояснили представители делегации. Туризм подарит «второе дыхание» малым историческим городам В проекте решения Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре сенаторы указали на то, что Правительству необходимо рассмотреть вопрос о разработке комплексной программы сохранения и развития малых исторических городов и поселений. Как подчеркнула председатель комитета Зинаида Драгункина, в регионе уделяется приоритетное внимание развитию таких населённых пунктов. «В России до сих пор не существует федеральных программ поддержки малых исторических городов, — отметила министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина. — В связи с этим основная задача на сегодняшний день — создать в них такой механизм работы, который, несмотря на это, позволил бы развивать их экономику и социальную сферу в целом». Один из основных путей становления малых исторических городов — развитие отрасли культуры и, как следствие, туризма, что непосредственно влияет на создание новых рабочих мест, улучшение жизни населения, поступление доходов в бюджеты разных уровней, подчеркнули сенаторы. В России до сих пор не существует федеральных программ поддержки малых исторических городов.С туризмом же в Тульской области дела обстоят совсем неплохо. За 10 лет объём турпотока в Тульскую область увеличился в четыре раза, рассказал председатель комитета региона по развитию туризма Владимир Аллахвердов на заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике. Только в прошлом году Тульскую область посетили 580 тысяч путешественников. Самые популярные виды туризма — рекреационный, промышленный и гастрономический. Приток туристов в области связывают не только с раскруткой местных брендов, таких как тульское оружие, самовар и пряник, но и с введением карты гостя Тульской области. Эта карта объединяет учреждения культуры, отели и рестораны региона. Главное условие для её приобретения — документ, подтверждающий регистрацию покупателя за пределами Тульской области. В свою очередь, каждый участник программы предлагает туристу преференции и бонусы при размещении в гостиницах, организации экскурсий и так далее. Таким образом, купив карту гостя, турист может снизить расходы на проживание, питание и «культурную программу» от 10 до 30 процентов.