Грибам готовят почву на Урале
В Свердловской области планируется организовать производство шампиньонов за 1,25 млрд рублей Как стало известно “Ъ-Урал”, на Среднем Урале планируется запустить производство свежих шампиньонов производительностью 3,6 тыс. тонн в год. Инвестор ООО «Грибная миля» намерен вложить в строительство комплекса 1,25 млрд руб. В компании отмечают, что спрос на свежие шампиньоны растет, в то время как отечественные производители могут покрыть только 20% спроса. По мнению участников рынка, продукция регионального производителя будет интересна при поддержании низких цен и организации бесперебойных поставок. О планах по строительству грибного производства в Свердловской области “Ъ-Урал” рассказал совладелец компании «Грибная миля» Станислав Косых. По его словам, процесс будет высокотехнологичным и максимально автоматизированным. «В таких производствах в камерах выращивания располагается несколько рядов многоуровневых стеллажей, на которые механизированным способом наносится компост из соломы пшеницы, куриного помета, гипса и воды»,— пояснил инвестор. Выращивать грибы таким образом можно круглый год. В рамках проекта инвестор планирует выращивать два вида шампиньонов: белые и коричневые (портобелло). Также инвестор намерен построить собственное компостное производство и продавать часть компоста другим производителям. Компания планирует вложить в строительство комплекса производительностью 3,6 тыс. тонн в год 1,25 млрд руб. Она уже приобрела в Свердловской области два земельных участка общей площадью 15,5 га. Предполагаемый срок окупаемости — семь лет. Начать строительство инвестор планирует весной 2018 года. Станислав Косых добавил, что для анализа рынка компания в 2016 году заказала маркетинговое исследование. По его данным, потребление свежих шампиньонов в России в 2015 году составило 76,3 тыс.тонн (0,5 кг на человека в год), в Уральском федеральном округе (УрФО) — 3,8 тыс. тонн. «До введения продовольственного эмбарго Россия была крупнейшим импортером грибов из Польши. С 2014 года 98% всех импортных поставок свежих охлажденных шампиньонов в РФ обеспечивает Республика Беларусь. Мы имеем серьезный дефицит качественных свежих шампиньонов на полках магазинов»,— считает господин Косых. По данным компании, отечественные производители могут обеспечить не более 20% потребительского спроса. «Вакуум заполняют импортные грибы, завезенные по “серым схемам”»,— считает господин Косых. Компания намерена обеспечить свежими шампиньонами большую часть потребности УрФО и наладить экспорт в Казахстан. Дивизионный директор по закупкам и развитию торговой сети «Лента» Александр Бабецкул согласился, что большинство локальных производителей сегодня не может обеспечить регулярные поставки грибов в необходимых объемах, поэтому «Лента» закрывает свои потребности в шампиньонах через закупки в Белоруссии. Впрочем, большинство опрошенных “Ъ-Урал” участников рынка не фиксируют дефицит предложения свежих грибов. По словам шеф-повара нескольких ресторанов Екатеринбурга Владимира Олькиницкого, в небольших объемах ему поставляют шампиньоны несколько местных поставщиков. «Местных поставщиков коричневых шампиньонов я не знаю, импорта их крайне мало и стоят они дорого. Однако в целом дефицит шампиньонов наблюдается нечасто, в отличие от вешенок»,— отмечает он. «В последнее время спрос на шампиньоны среди потребителей не менялся. Дефицит свежих шампиньонов наблюдается только в период высокого спроса (перед Новым годом, на Пасху и т.д.) и только в отдельных городах, например, в Тюмени и Перми»,— рассказала директор по коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова. По ее словам, в ассортименте сети в России представлено 100% российских шампиньонов. «На прилавках наших магазинов в основном российские поставщики. Наних приходится 80% поставок шампиньонов»,— добавил директор по работе со СМИ группы компаний «Дикси» (торговые сети «Дикси», «Мегамарт», «Виктория») Владимир Русанов. По его словам, спрос на свежие шампиньоны в магазинах сети в июле-августе вырос на 20% относительно двух предыдущих месяцев. Участники рынка положительно оценили перспективу появления нового производителя и готовы с ним сотрудничать при предоставлении более выгодных условий и обеспечении бесперебойных поставок. «Чем меньше скоропортящийся товар подвергается перевозке, тем он качественнее. Кроме того, с появлением нового поставщика вырастет конкуренция. Значит, конечный покупатель получит товар по более низкой цене»,— пояснил президент торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин. Дарья Чурсина