Нездоровые госконтракты
Государственные и муниципальные заказчики Челябинской области задолжали поставщикам 558 млн рублей В Челябинской области резко выросла задолженность перед поставщиками по государственным и муниципальным контрактам. При этом значительно вырос долг госзаказчиков — с 13 млн на 1 июня до 459 млн руб. на 1 сентября, а по муниципальным контрактам задолженность снизилась с 155,7 млн до 98,7 млн. Основной долг приходится на областные учреждения здравоохранения. В качестве причины роста задолженности указывается переход с муниципального на региональный уровень подчинения. По мнению руководства Челябинской области, причина не в переходе, а в том, что долги существовали и ранее, но отчетность была недостоверна. Предприниматели подчеркивают, что неплатежи по муниципальным и госконтрактам ставят поставщиков на грань разорения. Государственные и муниципальные заказчики Челябинской области задолжали поставщикам товаров и услуг 558 млн руб. по контрактам. В том числе долг госзаказчиков составил более 495 млн руб., муниципалов — 98 млн. Об этом вчера на областном совещании при губернаторе сообщил начальник главного контрольного управления региона Дмитрий Агеев. «С 1 июня по 1 сентября текущего года общая сумма задолженности по исполненным контрактам существенно возросла. Вместе с тем долг муниципальных заказчиков с каждым месяцем незначительно, но снижается. А задолженность госзаказчиков растет в геометрической прогрессии»,— сообщил господин Агеев. В главном контрольном управлении области “Ъ-Южный Урал” уточнили, что на 1 июня размер долга по госзаказам составлял 13 млн руб., по муниципальным — 155,7 млн руб. Дмитрий Агеев сообщил, что основной долг приходится на учреждения, подведомственные региональному минздраву. По его словам, их руководство объясняет рост задолженности, прежде всего, переходом на уровень субъекта (работа по переводу городских и районных больниц в областное подчинение ведется с 2014 года в соответствии с федеральным законодательством). Руководство Челябинской области не удовлетворило такое объяснение. По словам первого вице-губернатора Евгения Редина, утверждение о том, что объем долга вырос в результате перехода, некорректно. Он отметил, что задолженность у учреждений была до того, как они стали государственными. По словам губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, до 400 млн руб. из общего долга в 459 млн формируют десяток больниц. «Если мы увидим, что это попытка просто получить эти ресурсы, то мы будем крайне разочарованы в таких руководителях. Я не удивлюсь, если сейчас мы увидим подписанные акты невыполненных работ. Полмиллиарда откуда-то нарисовались. Если это объективная история, то мы опять говорим о централизации, она у нас еще не закончена. Какая была полемика: передавать, не передавать, «мы и так эффективно управляем, зачем нам эта трехуровневая система». И вот передали, полмиллиарда «эффективности» получилось», — прокомментировал глава региона. Он поручил в течение месяца предоставить ему информацию о причинах образования кредиторской задолженности по каждому учреждению». В региональном минздраве “Ъ-Южный Урал” сообщили, что провели инвентаризацию просроченной кредиторской задолженности после перехода учреждений из муниципальной в государственную собственность. Однако в министерстве не объяснили причины увеличения долга. «Активно проводится работа по усилению контроля использования средств, снижению рисков возникновения финансовых потерь, повышению ответственности руководителей учреждений, имеющих большой объем просроченной задолженности на момент перехода. Ежемесячно осуществляется мониторинг, учреждения предоставляют планы-графики погашения. За последнее время наметилась плавная, но устойчивая тенденция к снижению просроченной задолженности», — прокомментировали в региональном минздраве. Член комитета по закупкам и электронным торгам регионального отделения общественной организации «Опора России» Ярослав Щербаков отметил, что проблема с долгами государственных и муниципальных заказчиков остается нерешенной. «Вся вина лежит на заказчиках, которые в нарушение бюджетного законодательства и закона о контрактной системе без доведения лимитов объявляют торги. Поставщику очень сложно все это проверить. При этом большинство тендеров идут без авансов с существенной финансовой нагрузкой в виде обеспечения, трат на банковские гарантии, на закупку необходимых товаров. Когда подходит время оплаты, начинаются ситуации, которые ставят субъекты малого бизнеса на грань разорения, потому что деньги в основном сейчас кредитные, а кредиты дороги и отдавать их надо. Растет долговая нагрузка на поставщика. Ситуация никак не решена до сих пор»,— прокомментировал господин Щербаков. Юлия Гарипова