Помогут ли Северо-Западу льготные кредиты на развитие ЖКХ
Считанный процент Бюджетные средства предоставит регионам Фонд содействия реформированию ЖКХ, а областные власти будут доводить субсидии и компенсации до игроков коммунального рынка. Чтобы получить федеральные деньги, субъекту РФ следует направить заявку в Фонд ЖКХ и заключить соглашение с госкорпорацией и минстроем России. Этот документ обязательно должен содержать пункт об эффективности использования финансовой поддержки. Речь идет о соотношении объема привлеченных вложений и бюджетных средств - не менее чем десять к одному. То есть на один миллион федеральных субсидий и компенсаций региону необходимо собрать не менее десяти миллионов инвестиций. Если это не случится, субъекту РФ придется в конце года вернуть деньги в федеральный центр. Если говорить о софинансировании процентной ставки, бюджетную поддержку вправе получить и банк, предоставивший инвестору деньги по ставке не выше пяти процентов годовых, и концессионер, который самостоятельно взял кредит или облигационный заем и желает снизить расходы на его обслуживание. Что касается подготовки документов, деньги фонда ЖКХ можно направить на техническое обследование коммунальных объектов, государственную регистрацию недвижимого имущества и некоторые другие цели. - Сложность с получением недорогих "длинных" кредитов, безусловно, тормозила развитие концессионных соглашений в сфере ЖКХ, - комментирует профессор кафедры государственного и территориального управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета Вадим Чекалин. - Ставка в 15-20 процентов годовых, а именно на таких условиях банки в регионах Северо-Запада выдают деньги на реализацию долгосрочных коммунальных инициатив, делает многие проекты недостаточно рентабельными. Поэтому новый инструмент поддержки можно назвать очередным шагом в верном направлении. Надо пояснить, что в текущем году вступили в силу сразу несколько изменений в федеральный закон о концессиях. Коммунальные МУПы и ГУПы разрешили передавать инвесторам с незарегистрированным имуществом и различными долгами. Регион стал обязательной стороной в муниципальных концессионных соглашениях в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Кроме того, стало возможно передавать в концессию несколько объектов, которые могут быть расположены в разных муниципальных образованиях, путем заключения одного межмуниципального концессионного соглашения. Не упустить детали Нововведения стали одной из причин, по которым в текущем году в коммунальном секторе нашей страны наблюдался настоящий концессионный ажиотаж. Как показало исследование качества проектов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которое провела юридическая компания P&P Unity, за первые шесть месяцев власти во всех российских регионах объявили свыше 365 концессионных конкурсов. Сами инвесторы запустили 203 концессионные инициативы. Больше внимания механизму концессий стали уделять и в субъектах СЗФО. Так, в Архангельской области в этом году планируется заключить порядка 20 концессионных соглашений в отношении 385 объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Общая сумма инвестиций превысит 420 миллионов рублей. Для сравнения, в 2015 году в регионе подписали 11 концессионных соглашений, в 2016-м - 16. - В долгосрочной перспективе ожидается ежегодный рост заключаемых концессионных соглашений на уровне 20 процентов в год, - отмечает министр ТЭК и ЖКХ Поморья Андрей Поташев. Льготные пятипроцентные кредиты решают вопрос с финансированием потенциальных проектов. Однако сложности, по мнению экспертов, могут скрываться в деталях. - Далеко не во всех концессионных соглашениях объем привлеченных инвестиций в коммунальную сферу будет превышать объем потенциальной бюджетной поддержки в десять раз, - продолжает Вадим Чекалин. - Соответственно, эти проекты либо останутся без финансовой помощи федерального центра, либо региональным властям придется занижать размер субсидий и компенсаций, чтобы их не обязали по итогам года возвращать деньги. Кроме того, смущает общий объем средств, которые планируется выделить в текущем году на подготовку проектов и софинансирование процентных ставок. Это восемь миллиардов рублей - если их распределить по всем российским регионам, получится капля в море. По оценкам специалистов, чтобы модернизировать отечественный коммунальный сектор, ежегодно требуется не менее 500 миллиардов рублей инвестиций. Если ориентироваться на действующее требование о соотношении вложений и субсидий, уровень бюджетной поддержки должен достигать 50 миллиардов рублей в год. Количество без качества Еще одна проблема, тормозящая развитие концессий в сфере ЖКХ, связана с низким качеством таких проектов. Из 365 конкурсов, которые объявили власти в первой половине 2017-го года, 46 были аннулированы или приостановлены, говорится в исследовании. - Дело в том, что важнейшим фактором разработки грамотного концессионного проекта является правильная "подоснова" - содержательно проработанная схема теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, качественное техническое обследование объектов и так далее, - поясняет один из авторов исследования, партнер P&P Unity Олеся Белоусова. - Однако, как показывает практика, концессионеры и концеденты редко задумываются о качестве "подосновы" либо намеренно игнорируют этот вопрос. Дело в том, что стоимость качественного технического обследования котельной близится к миллиону рублей, более крупных коммунальных объектов - к нескольким миллионам. Разумеется, разработчики концессионных соглашений в большинстве случаев не готовы тратить на подготовительные работы суммы, которые иногда могут превышать объем привлеченных инвестиций. - Поэтому очень хорошо, что в недавнем постановлении правительства прописаны четкие цели, на которые можно привлечь бюджетные субсидии, - подчеркивает Олеся Белоусова. - На мой взгляд, субсидии, выделяемые на подготовку концессионных проектов, - не менее важная мера поддержки, чем софинансирование проектной ставки. Тарифы растут Раньше концессионеры могли вернуть средства, вложенные в развитие коммунального сектора, за счет экономии энергии и пересмотра тарифов. И местные власти, чтобы реализовать на своей территории инвестиционные проекты, иногда принимали решения о повышении платы за жилищно-коммунальные услуги. Так, в муниципальном образовании "Тихвинское городское поселение" Ленинградской области на 35 процентов вырастут тарифы на тепло, показало исследование Общественной палаты РФ и некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль". - Чтобы остановить непрерывный рост цен за ЖКУ, в стране необходимо принципиально менять процедуру формирования тарифов, - рассуждает исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева. - И делать это нужно только после тщательного публичного аудита. Необходимо добиваться полного оснащения многоквартирных домов приборами учета и взимать плату не по надуманным нормативам, а по показаниям этих приборов. Но самое главное - необходима тотальная модернизация коммунальной инфраструктуры, и не только за счет платежей граждан, но и при активном участии бюджетов всех уровней. В перспективе важно сделать так, чтобы благодаря новым мерам поддержки жильцы многоквартирных домов начали получать более качественные услуги и не столкнулись с ростом платежей, развивает тему Вадим Чекалин. Итоговыми выгодоприобретателями должны стать не концессионеры, а конечные потребители коммунальных услуг. И этот критерий, как считают эксперты, необходимо сделать решающим при распределении бюджетных субсидий. Финансовый голод Еще одна из причин "торможения" концессионных проектов в том, что банки не торопятся разрабатывать для них кредитные продукты, поскольку инфраструктурные проекты стоят дорого, окупаются долго и влекут значительные риски. Один из ярких примеров этого - Мурманская область. Лишь весной 2017 года в Заполярье стартовала первая концессия - строительство современного полигона для размещения твердых коммунальных отходов, причем концессионное соглашение было заключено еще в июне 2013 года. Предполагаемая общая стоимость проекта - 1,3 миллиарда рублей, из которых 280 миллионов должен выделить Фонд содействия реформированию ЖКХ, а остальные 993 миллиона - средства частного инвестора. Сейчас на очереди гораздо более масштабный проект - модернизация системы теплоснабжения Мурманской области, рассчитанный на 15 лет, с 2015 по 2030 годы. Его цель - уменьшить ежегодное потребление мазута с более чем одного миллиона тонн до 270 тысяч тонн к 2030 году путем перехода на выработку тепла за счет угля и электроэнергии. Стоимость проекта составляет 22 миллиарда рублей. Найти эти деньги - задача крайне сложная. Инвесторы, разумеется, заинтересованы в максимальной прибыли. Поэтому цена денег, которые они предлагают, запредельно высока. Она составляет около 25 процентов годовых, притом что в банках - порядка 17 процентов. Но с банками связываться они не хотят. - В банке очень сложно получить кредит, - сообщили в министерстве энергетики и ЖКХ области. - В прошлом году еще не было такого финансового продукта, как финансирование концессий. Только в 2017 году один из крупнейших банков страны предложил "коробочное" решение. Однако и в этом случае банк требует гарантий субъекта РФ. Сейчас мы ведем диалог о вариантах предоставления подобных гарантий, поскольку это непростой вопрос: любые гарантии субъекта - это дополнительные расходные обязательства бюджета. Сегодня банк предполагает 11-13 процентов годовых на 5-7 лет концессионного соглашения. Плечо государства Еще один вариант - использовать деньги частного пенсионного фонда. Они достаточно дешевы, около 10 процентов годовых. Но есть одна сложность: пенсионный фонд возражает против участия муниципалитетов в концессионном проекте. Однако это условие выполнить очень сложно. Именно от муниципалитетов зависит, например, отведение земельных участков под объекты инфраструктуры. Кроме того, в реализации КИПа могут принять участие муниципальные инфраструктурные предприятия. Конечно, муниципалитет может передать земельный участок, необходимый для реализации КИПа, в областную собственность, а оттуда - на баланс органов исполнительной власти субъекта или казенного учреждения, а оттуда - в аренду для концессии. Эта цепочка вполне реализуема, но потребует массы времени, которого не так уж много. Кроме того, частные инвесторы также требуют гарантий как по собираемости коммунальных платежей, так и бюджетных. Есть и еще один аспект. По мнению аналитиков, к "мертвому сезону" на концессионном рынке привело заявление главы ФАС Игоря Артемьева о том, что если все расходы концессионера по проекту покрываются за счет платы государства, то это "имитация концессии". По его словам, такая схема выгодна лишь жуликам. Вполне естественно, что банки боятся финансировать проекты, которые в любой момент могут быть признаны "жульническими". Правда, после этого шумного заявления ФАС пообещало не трогать концессии. Сейчас готовятся поправки в законодательство, подразумевающие жесткие условия компенсации расходов концедента - только после конца строительства и не раньше, чем через пять лет с момента заключения соглашения. Правда, аналитики предупреждают: чем дольше государство раздумывает, платить концеденту или не платить, тем дороже обойдется объект, инвестор неизбежно учтет растущую стоимость денег в своих издержках. А значит, от серьезной государственной поддержки никуда не деться. Чтобы деньги шли "куда надо", необходим жесткий, но адекватный контроль. Прямая речь Радик Сафин, председатель Мурманского отделения "Опоры России": - У нас проблемы с банковским финансированием не только по концессионным соглашениям, которых раз-два и обчелся, но и по любым проектам. И если крупный бизнес еще находит какие-то выходы, то тяжелее всего приходится малому и среднему бизнесу, который, как правило, не имеет возможности участвовать в концессионных соглашениях. Раньше давали банков-ские гарантии для участия в госзакупках. Предполагаю, что банки не доверяют госзакупкам, которые уже не выступают гарантией прибыли предприятий. Кроме того, риски бизнеса резко повысились, экономика нестабильна. Необходимо не только целенаправленно заниматься проблемой банковских продуктов для концессий, но и улучшать инвестиционный климат в целом.