«Газпром» оспорил штраф в $6,6 млрд в Верховном суде Украины
«Газпром» оспорил в Верховном суде Украины решение Антимонопольного комитета страны о наложении на компанию штрафа в размере $6,6 млрд. Концерн обвиняют в монополизме на рынке газового транзита и в нарушении условий контракта с «Нафтогазом» в 2009—2015 годах. В «Газпроме» утверждают, что никаких оснований для денежных взысканий нет, а действия АМКУ — это попытка оказать давление на корпорацию. О том, есть ли шанс у российской компании выиграть дело в украинском суде, — в материале RT.
Спор между «Газпромом» и Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) выходит на финишную прямую. Верховный суд страны принял к рассмотрению заявление российской компании, которая обжалует решение комитета о наложении на неё штрафа и пени. Сумма для Украины рекордная — 172 млрд грн ($6,6 млрд).
Верховный суд — высшая судебная инстанция Украины, решения которого обжалованию не подлежат.
Активы арестованы
Разбирательства против «Газпрома» инициировал в своё время кабинет министров Арсения Яценюка. В 2015 году кабмин обратился в Антимонопольный комитет с требованием расследовать нарушения компанией закона об экономической конкуренции. Несмотря на то, что результаты расследования озвучены не были, глава правительства заявил, что штраф может достигнуть максимально возможной суммы — 10% от объёма выручки украинского подразделения компании.
Комитет справился с задачей за полгода и уже к концу 2015-го установил, что «Газпром» занимает монопольное положение на рынке услуг по транзиту природного газа на территории Украины. Якобы в 2009—2015 годах российская компания регулярно нарушала условия контракта с НАК «Нафтогаз Украины». Например, с 2010 по 2014 год, по заявлению главы АМКУ Юрия Терентьева, «Газпром» сократил транзит газа через украинскую территорию с 92 млрд до 62 млрд кубометров. На компанию наложили штраф на сумму около 85 млрд грн ($3,3 млрд), остальную часть суммы составили пени.
В официальном сообщении «Газпрома» тогда говорилось, что решение АМКУ вызывает удивление, поскольку «Газпром» не осуществляет предпринимательской деятельности на территории Украины, передавая НАК «Нафтогаз Украины» природный газ на западной границе Российской Федерации.
«Такое решение АМКУ не может рассматриваться ни в каком ином качестве, кроме попытки оказать давление на «Газпром», — говорилось в заявлении концерна.
Компания пробовала обжаловать решение АМКУ, но проиграла в судах всех инстанций. Точку в конфликте должен поставить Верховный суд Украины.
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов назвал претензии Украины к «Газпрому» необоснованными. По его словам, российская компания выполняет все обязательства в рамках существующих договорённостей. «Украина считает, что ей якобы не заплатили за транзит газа, хотя «Газпром» заплатил ровно за столько топлива, сколько он поставил европейским поставщикам. В рамках контракта «Газпром» выполнил всё, что был должен», — пояснил RT Правосудов.
Как полагает эксперт, Киев нацелился на конфискацию активов «Газпрома». «Мне сложно понять, чем вообще может Украина обосновывать свои требования и как это может укладываться в рамки правового поля и здравого смысла», — заявил Правосудов.
При этом Киев, по мнению собеседника RT, не скрывает, что отказывается выполнять газовое соглашение 2009 года, считая его «грабительским».
«Маловероятно, что «Газпром» сможет выиграть это дело», — сообщил, в свою очередь, источник RT в Министерстве юстиции Украины.
Один из факторов, который может сыграть роль в споре, — современное украинское правосудие. На протяжении последних нескольких лет бизнес на Украине называет одной из своих главных проблем коррупцию в судебной системе.
«Иностранные инвесторы не вкладывают деньги в крупные украинские проекты, поскольку не уверены, что смогут защитить свою собственность», — говорит директор крупной украинской инвестиционной компании, пожелавший остаться неназванным.
Иногда давление на те или иные компании осуществляют силовые органы. Например, для обысков в одной из крупнейших инвестиционных компаний страны — Dragon Capital — привлекли сотрудников СБУ.
Народный депутат от Блока Петра Порошенко Сергей Лещенко в эфире телеканала ZIK связал эти следственные действия c корпоративным конфликтом собственника компании Томаша Фиалы и депутата от БПП Александра Грановского. «Грановский проиграл суд в Лондоне собственнику Dragon Capital. Поскольку он (Грановский. — прим. RT) имеет большое влияние на правоохранительные органы, в частности на СБУ, велика вероятность использования спецслужбы для сведения счётов между ним и лицами, которых власть пытается лишить бизнеса», — заявил он.
Международные разбирательства
У «Газпрома» немного активов на Украине. Государственная исполнительная служба смогла лишь арестовать принадлежащие «Газпрому» 40,2% акций ЧАО «Газтранзит», а также корпоративные права и имущество ООО «Газпром сбыт Украина». Кроме того, оказались заморожены 79,9 млн грн ($3,1 млн) дивидендов компании, но затем это решение было отменено. Другого имущества у компании на Украине нет.
«С осени мы будем двигаться в направлении применения механизмов правовой помощи по выполнению данного решения суда на территории других стран. Пока не буду называть те страны, к которым мы можем обратиться, чтобы не было политических манипуляций со стороны РФ», — заявил министр юстиции Украины Павел Петренко в интервью изданию «Обозреватель».
Однако источник RT в Министерстве юстиции признался, что арестовать имущество «Газпрома» за границей практически нереально, поскольку доказательства нарушения работы компании спорные. «Арест имущества — это очень длительный и затратный процесс», — уточнил он.
Чем можно объяснить дела против «Газпрома» на территории Украины?
«Политика Украины сводится к откровенному вымогательству. Киев не хочет выполнять действующий договор «Бери или плати», рассчитывает повысить ставку транзита и «заработать» на штрафах и пени. Для этого и нужны судебные разбирательства против «Газпрома», — считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
Источник в Минюсте говорит, что суть процесса — доказать свою правоту судьям Стокгольмского арбитража, которые рассматривают судебный спор между «Газпромом» и «Нафтогазом».
31 мая 2017 года суд в Стокгольме вынес первое решение по иску «Нафтогаза» против «Газпрома». Взаимные претензии компаний превышают $65,1 млрд. Суд отклонил требование «Газпрома» по условиям «Бери или плати», а также поддержал «Нафтогаз» при пересмотре цен на рыночных условиях. Но о победе украинской стороны пока говорить рано. Сейчас сторонам фактически предложили договориться о заключении мирового соглашения. Если этого не произойдёт, то окончательное решение позднее примет суд.