Апелляция обязала «Газпромбанк» заплатить за свое поведение заемщику
Омский областной суд, отменив решение первой инстанции, взыскал компенсацию в пользу заемщика, у которого банк отказывался принимать платежи, начисляя одновременно финансовые санкции. С иском к АО «Газпромбанк» о защите прав потребителя в суд обратился житель Омска. Ранее между ним и ЗАО КБ «Мираф-Банк» был заключен кредитный договор на 144 месяца (ипотека). Через несколько лет на основании договора купли-продажи закладных произошла передача прав «Газпромбанку». Заемщику было предложено открыть счет в этом банке для обеспечения исполнения обязательств по кредиту. Однако затем в открытии счета ему отказали со ссылкой на недействительность паспорта, поскольку документ подлежит замене – мужчина к тому моменту достиг 45-летнего возраста. Суд по иску заемщика возложил на «Газпромбанк» обязанность принимать платежи от клиента, но к этому времени у того сформировалась необоснованная задолженность. Мужчина снова подал иск в Октябрьский суд Омск, прося признать незаконными действия «Газпромбанка» по начислению и удержанию финансовых санкций, взыскать удержанные средства, восстановить платежи по договору, пересчитать проценты, а также взыскать компенсацию морального вреда и штраф за нарушение прав потребителя. На этот раз в удовлетворении требований ему было отказано. Апелляционная инстанция по жалобе заемщика отменила это решение. Судебная коллегия пришла к выводу, что обязанности по внесению платежей не исполнялись по вине банка, отказавшегося принимать денежные средства, просрочка возникла по вине кредитора, который не производил списание средств, поступивших от ответчика, начисляя при этом штрафные санкции. Действия «Газпромбанка» по начислению и удержанию финансовых санкций признаны незаконными. На банк возложена обязанность произвести перерасчет выплат, а также выплатить клиенту компенсацию морального вреда в 10 000 руб. и штраф в 5000 руб.