Минфин предложил вывести покупку активов госкомпаниями из-под действия закона о закупках
Инвестиционные сделки и приобретение долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью выведут из-под регулирования закона о закупках госкомпаний. Соответствующий законопроект опубликован Минфином на regulation.gov.ru. Поправки в ФЗ №223, который регулирует закупочную деятельность компаний с госучастием, исключают из-под регулирования закона отношения, связанные с «приобретением долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью» и с «совместной инвестиционной деятельностью, осуществляемой на основании договора инвестиционного товарищества, предусматривающего денежную форму получения прибыли, возврата вклада заказчика в общее имущество товарищей», говорится в документе. В случаях, когда компания принимает решение о приобретении доли в конкретном ООО исходя из его деятельности и экономической целесообразности, проведение конкурентного отбора попросту нецелесообразно, объясняет представитель Минфина необходимость конкретизации норм. Вторая часть поправок направлена «на обеспечение возможности заказчиков осуществлять инвестиционную деятельность без применения норм 223-ФЗ», от регулирования освобождается иcключительно нацеленная на получение дохода инвестиционная деятельность, что «обусловлено недопустимостью ухода «замаскированных» закупок из-под действия норм 223-ФЗ», указывают в Минфине: «Например, когда в рамках инвестиционной деятельности будет осуществляться вложение денежных средств в строительство объекта недвижимости с последующим приобретением соответствующего объекта, что по сути является закупкой работ по строительству». Регулирующий корпоративные закупки 223-й ФЗ является рамочным законом, изначально он регулировал все коммерческие закупки компаний с госучастием, в том числе инвестиционные договоры, сделки по долям, концессии, рассказывает руководитель Центра размещения госзаказа Александр Строганов. Выведение из-под закона инвестиционных товариществ и сделок по приобретению долей в уставном капитале разумно, поскольку эти сферы не относятся к товарам, работам и услугам, обеспечивающим хозяйственную деятельность госкомпаний, например, в рамках проектов геологоразведочных работ или прокладки трубопроводов, а совместная деятельность при преждевременном раскрытии информации может пострадать, отмечает эксперт. «Закон мешает ведению коммерческой деятельности, — объясняет Строганов. — Госкомпаниям это неудобно, они не хотят раскрывать такие закупки, поскольку 223-й ФЗ предписывает максимальную прозрачность и обязанность публиковать тендеры на сайте госзакупок. В результате чего мы узнаем о закупках госкомпаниями чайных ложечек по цене антиквариата или роскошных лимузинов — но данные закупки относятся к хозяйственному обеспечению, а не к таким бизнес-процессам, как приобретение долей». Поправки обоснованы, поскольку совместная деятельность при преждевременном раскрытии информации может пострадать, заключает он.