"Ему тут будет лучше": как обязать государство взять заботу об одиноком инвалиде
Почему фактически недееспособные, одинокие, "тяжелые" инвалиды остаются без помощи
С 1 декабря в Татарстане традиционно стартует декада инвалидов, и ответственные за них ведомства уже готовят отчеты о проделанной работе и проявленной заботе. Однако на деле многие инвалиды и их родственники сталкиваются с проблемой, которую ни одно ведомство на сегодня быстро и эффективно не решает. "Реальное время" выясняло, кто и в каком порядке должен защищать права фактически недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, которые в результате неповоротливости системы не только не пользуются положенными инвалидам льготами, но и вообще оказываются на грани жизни и смерти.
"Я не имею никаких полномочий"
— 28 мая 2025 года мой брат Вячеслав пережил ишемический инсульт, в МКДЦ ему была сделана операция, после которой он был направлен в реабилитационный центр горбольницы № 7, — рассказала "Реальному времени" Наталья Семенова. — Врачи спасли ему жизнь, сделали очень много для его реабилитации. Однако после выписки его состояние осталось тяжелым. У него нарушена речь, он плохо владеет руками, питается через зонд, у него нарушены функции выделения, имеются когнитивные нарушения. Но я не могу ни получить полагающиеся ему средства технической реабилитации, ни определить его в интернат, что было бы наилучшим выходом, поскольку не имею никаких на это полномочий.
Семенова говорит, бывшая супруга Вячеслава, с которой он проживал последние три года, и взрослая дочь по завершении реабилитации не забрали супруга и отца в квартиру в Советском районе, которую он получил четверть века назад вместе с семьей и где он зарегистрирован. Мужчину привезли в квартиру сестры в Высокогорском районе со словами: "Ему тут будет лучше", и больше им не интересовались.
На женщину полностью легло бремя содержания и обслуживания брата, хотя ей, как матери-одиночке и сотруднице бюджетной организации, ни материально, ни физически это не по силам. Любые обращения женщины в госорганы за помощью для брата наталкиваются на отсутствие доверенности с его стороны, а оформить такую доверенность нотариусы отказываются, поскольку мужчина не может ясно выразить свое волеизъявление из-за нарушенных функций. Средства ухода, памперсы, жидкое питание, средства реабилитации ей приходится покупать за свой счет. В течение длительного срока она была вынуждена оплачивать услуги сиделки и с ужасом думает о предстоящей брату второй операции, когда они потребуются вновь.

Женщина рассказала, что у брата есть мизерная пенсия, которая поступает на его карточку:
— Ранее этими средствами и средствами больничного пользовалась бывшая супруга мужчины, но после того, как единственным его доходом осталась мизерная пенсия, она передала мне карту. Суммы, которая сейчас на нее поступает, на его содержание, питание и тем более на сиделку совершенно недостаточно. Я знаю, что по закону взрослые работоспособные дети обязаны доплачивать таким родителям недостающие на лечение и уход суммы, однако добиваться этого надо через суд. Нотариусы также рекомендовали мне обратиться в суд о признании брата недееспособным и установлении над ним опеки. Но я не обязана это делать и не имею возможности его опекать и за ним ухаживать. У меня нет денег даже на юриста для судебного процесса — из-за болезни брата я оказалась в кредитах и долгах.
Она обращалась за консультацией по телефону на горячую линию соцзащиты, а также в отдел опеки и попечительства, и везде ей дали единственную рекомендацию — заниматься всем самой.
Где найти "дорожную карту"?
Для Татарстана это не уникальная ситуация. У Вячеслава, по крайней мере, имеется неравнодушная сестра. Но в республике живет еще много одиноких граждан, которые находятся в подобном положении — в результате заболеваний, травм, деменции они утратили возможность самостоятельно обращаться за помощью. Кого-то поддерживают за свой счет неравнодушные знакомые и соседи, а кто-то заканчивает свои дни в условиях, которые трудно назвать человеческими.

"Реальному времени" не удалось обнаружить на официальных сайтах отвечающих за помощь инвалидам государственных и муниципальных органов "дорожной карты" действий для тех, кто оказался в такой ситуации. Также не нашлось рекомендаций для неравнодушных граждан, которые родственниками инвалидам не являются, но хотели бы привлечь к решению их проблем ответственные за эти задачи ведомства.
За разъяснениями о порядке действий в таких случаях "Реальное время" обратилось в республиканскую прокуратуру и исполком Казани, в ведении которого находятся городские отделы опеки и попечительства. Ответы будут опубликованы по получении.
"Прокурор имеет право"
Казанский юрист Сергей Сычев видит только один путь для тех, кто хочет помочь одинокому или брошенному родными инвалиду: обращаться с заявлением в местный отдел опеки и попечительства, а если там откажут — в прокуратуру.
Эксперт подчеркнул, что статья 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" относит к полномочиям органов опеки и попечительства, в частности:
выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности;установление опеки или попечительства.

Граждане, желающие помочь беспомощным инвалидам, добавил юрист, должны прикладывать к своим обращениям медицинские документы, из которых следует, что пациент сам свои интересы защищать не способен. Для этого к больному нужно вызвать врача. И даже тут есть юридические сложности: врачи не имеют права в отсутствие согласия дееспособного (то есть не признанного судом недееспособным) пациента давать третьим лицам доступ к его медицинской документации. То есть врач, обследовав больного, выписку отдает ему, а уж сам пациент отдаст ее человеку, который напишет обращения в отдел опеки и прокуратуру.

Прокурор, заметил Сычев, равно как и опекун, может также обратиться в суд с иском о взыскании средств, снятых посторонними с банковской карты такого пациента.
"Можно вызвать полицейских"
— Согласно ст. 87 Семейного кодекса РФ, трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них, — говорит юрист Булат Мухамеджанов. — В статье 88 СК РФ уточняется, что при отсутствии заботы и при наличии исключительных обстоятельств (например, тяжелой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и других) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами.
Если они не забирают из больницы после выписки такого тяжелого пациента, напомнил он, этот человек или заинтересованные лица могут вызвать полицейских, чтобы они в рамках проверки зафиксировали отказ родственников, и передали информацию в социальные службы. Для большей эффективности. можно продублировать такое обращение в прокуратуру.
Также можно добиться, чтобы такого гражданина признали нуждающимся в соцобслуживании — для этого необходимо обратиться с заявлением в соцзащиту, очно или через портал "Госуслуги".

Он также добавил, что люди с инвалидностью I и II групп имеют право на бесплатные юридические услуги — могут получить юридическую консультацию и помощь в составлении заявлений, жалоб, ходатайств или других документов. В частности, если нарушены их его жилищные права или права как работника, нужно оформить пособие по безработице или получить меры социальной поддержки, пройти медико‑социальную экспертизу.
