Сравни: фишинг пугает россиян в 5 раз сильнее телефонных мошенников
72% опрошенных боятся фишинговых ссылок и поддельных сайтов. Телефонное мошенничество, несмотря на свою массовость, вызывает сильный страх лишь у 14% респондентов, а инвестиционные пирамиды и мошенничество с объявлениями набрали по 12% голосов опрошенных.
Суммарно 46% россиян хотя бы раз теряли деньги из-за мошенников (из них 26% — небольшие суммы до 5 000 рублей, а 20% — более 5 000 рублей).
При оценке наиболее опасных действий мошенников, 59% опрошенных считают таковым получение удаленного доступа к их устройствам, 27% россиян опасаются кражи личных данных для оформления займа на свое имя. При этом лишь 11% боятся выманивания кода из СМС, а принуждение к оформлению кредита и переводу денег на «безопасный счет» вызывает наибольший страх всего у 3%.
Что касается каналов атак, чаще всего россияне сталкиваются с попытками мошенничества по телефону (62%). В различных мессенджерах и электронной почте попытки зафиксированы по 15% в каждом канале.
В вопросе защиты большинство россиян полагаются на себя: 48% назвали личную бдительность и недоверие ко всем незнакомым контактам лучшей защитой. Лишь 33% отдают предпочтение ужесточению законодательства, а 17% — повышению финансовой грамотности. Технологии банков, такие как биометрия и системы безопасности, считают лучшей защитой всего 2% опрошенных.
Среди конкретных защитных мер наиболее популярным стало правило: «никогда не перехожу по ссылкам из писем и СМС от неизвестных адресатов», которое используют 52% опрошенных. Устанавливают двухфакторную аутентификацию 27% респондентов. При этом классический способ проверки звонков («кладу трубку и перезваниваю в банк по официальному номеру») используют только 11%, а отдельную лимитированную карту для онлайн-покупок — 10%.
«Мы видим, что мошенники успешно переориентировались на цифровые каналы, и люди это почувствовали. Телефонные звонки стали привычным фоном, а вот одна случайная ссылка может обнулить счет за секунды. Главный вывод нашего исследования — личная бдительность остается самым эффективным щитом: 48% россиян полагаются именно на нее, а не на законы или банковские технологии», — отметил Константин Кучугурин, технический директор Сравни.