Уловка магазинов с «девятком яиц» лишает россиян денег

Российские потребители стали чаще жаловаться на недобросовестные практики при установлении цен и оформлении ценников в магазинах.

Уловка магазинов с «девятком яиц» лишает россиян денег
© Deita.ru

Об этом пишут «Известия» со ссылкой на Союз потребителей РФ, передает ИА DEITA.RU.

Наиболее тревожит покупателей шринкфляция — сокращение количества, объема или веса товара в упаковке, а также практика указывания цены не за упаковку, а за 100 г. Кроме этого, внимание привлекает выделение на ценнике специальных цен, недоступных для всех покупателей.

Специалисты Союза считают шринкфляцию формой обмана и попыткой ввести потребителя в заблуждение: производитель создаёт иллюзию сохранения прежней стоимости, уменьшая себестоимость за счёт меньшего объема товара, при этом не уведомляя явно покупателя. В итоге, человек платит те же деньги, но получает меньший продукт, заявил глава организации Алексей Койтов.

За второй квартал 2025 года средний вес упаковки продуктов снизился на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По оценки общественников, из-за подобных практик ежегодный ущерб потребителей может достигать до 1 трлн рублей, поскольку они ошибочно считают, что платят за полный объем товара.

Некоторые эксперты полагают, что ущерб может быть ещё выше. Член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев указывает на то, что только по данным Росстата, годовой оборот розничной торговли продуктами питания в 2024 году составил 40 трлн рублей. Если перерасчет стоимости за «неполный литр» и «девятки яиц» составляет 1%, то потери россиян уже достигают 400 млрд рублей; при 3% — это может быть около 1,2 трлн рублей.

В связи с этим Союз потребителей обратился к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с предложением обязать магазины указывать цену за единицу измерения (килограмм, литр или десяток) и унифицировать оформление ценников — одинаковый шрифт, размер и цвет — для повышения прозрачности информации для потребителей.