Экспобанк оспорил в суде ЕС европейские секторальные санкции

Экспобанк пытается оспорить европейские санкции в суде Евросоюза. В своем иске финорганизация заявляет, что власти ЕС нарушили его базовые права на свободу ведения бизнеса и право собственности, пишет газета «Ведомости».

Экспобанк оспорил в суде ЕС европейские секторальные санкции
© BFM.RU

Среди доводов банк указал, что совет Евросоюза не предоставил доказательств для введения санкций — ссылку на рестрикции Минфина США в организации считают недостаточной. Кроме того, Экспобанк индивидуально не уведомили о введении санкций и нарушили его право на защиту. Российская финорганизация попала в санкционный список ЕС в июле в рамках 18-го пакета рестрикций. С такими банками европейским контрагентам запрещено вести любую деятельность. О перспективах иска говорит партнер BGP Litigation, эксперт по санкционному праву Сергей Гландин:

Сергей Гландин партнер BGP Litigation, эксперт по санкционному праву «Почему оспаривают санкции? В первую очередь, если руководство организации принимает решение о несогласии и желании пройти всевозможные инстанции, чтобы показать незаконность этих санкций и доказать свою правоту. Это может быть одна из версий. Второе — практики еще нет, никто до конца не дошел. Сам суд Европейского союза с такими делами не сталкивался, хотя отмечу, что другие секторальные дела все-таки были. Тоже надо помнить, что на сегодняшний день к 833-му регламенту уже 52 приложения, по этому механизму еще никто до конца не дошел, но есть устойчивая практика оспаривания секторальных санкций крупнейшими российскими банками и нефтяными компаниями, она была сформирована еще до СВО. Достаточно посмотреть практику от 13 сентября 2018 года, там было вынесено целых восемь решений в один день по российским секторальным делам, все было отказное. Поэтому если смотреть статистически, то Совет Европейского союза будет напирать на свое широчайшее усмотрение в вопросах общей внешней политики и безопасности, поэтому возможно, что они убедят суд Европейского союза в необоснованности этих мер, те постановят исключить данный банк из секторального списка. Почему возможно второе — понадобилось оспаривание, чтобы показать своим западным, восточным контрагентам: смотрите, санкции — явление временное, мы приняли необходимые меры по их оспариванию, скоро с нас их снимут, поэтому, пожалуйста, не прекращайте с нами все правоотношения».

Помимо сигнала для контрагентов подобные иски несут в себе определенный посыл и для самого Евросоюза, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-Брокер» Александр Тимофеев:

Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-Брокер» «Кажется, что подоплека этого суда сейчас такая — обсуждается финансирование Украины на 2026 год, существует сильное лобби, которое говорит о том, что частично это финансирование должно было бы пойти за счет замороженных активов Российской Федерации, российского бизнеса и россиян. Как это конкретно делать: в виде репарационных займов, в виде, как это уже сейчас делается, направления доходов от этих замороженных активов или другим способом — это большая дискуссия. В Европейском союзе нет единства относительно такого подхода, все больше раздается голосов о том, что подобные действия помогут конкретным производителям, например оружия из Германии, но одновременно навредят европейскому бизнесу, тому же Euroclear, потому что доверие зарабатывается десятилетиями, потерять его можно оперативно. С одной стороны, очевидно, что в любых судах в Европе попытки доказать, что ты не верблюд и не надо было применять санкции против тебя, конечно, никакой перспективы не имеют. С другой стороны, каждый такой суд — это дополнительная монетка в копилку тех самых европейских сил, которые не уверены в том, что передавать российские активы кому-либо — хорошая идея. Поэтому, с одной стороны, понятно, что суд, скорее всего, будет проигран. С другой стороны, ситуация меняется довольно динамично, и аргументы того, что активы Экспобанка трогать не стоит, как минимум пока он судится, — это дополнительный поинт».

США ввели санкции в отношении Экспобанка в декабре 2023 года. Финорганизация попала под ограничения ЕС в июле 2025 года наряду с банками «Санкт-Петербург», «Финам», Сургутнефтегазбанком, Яндекс банком, Озон банком и другими.