В России увеличились жалобы на ценообразование на продукты
Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) сообщил об увеличении числа обращений от граждан, которые жалуются на недобросовестные методы установления цен и оформления ценников на продовольственные товары. Об этом говорится в письменном обращении организации к председателю Правительства России Михаилу Мишустину, пишет газета «Известия» со ссылкой на документ.
Речь идёт о шринфляции. Это понятие объединяет в себе несколько махинаций. Прежде всего, продавцы снижают количество, объём или вес товара в упаковке. Также они указывают цену не за целую упаковку, а за этот отличающийся от массы (иногда резко) вес. После этого изменённую стоимость закладывают в ценники. Неопытные и невнимательные потребители становятся жертвами шринкфляции. К сожалению, подобные манипуляции встречались и ранее, напоминает газета. Например, в 2019 году некоторые производители продавали в сетях упаковки по 9 яиц вместо стандартного десятка, а в 2023 году в магазинах можно было встретить 800 или 900- миллилитровую тару некоторых товаров вместо литровой. Председатель СПРФ Алексей Койтов подсчитал, что ежегодные потери потребителей из-за шринкфляции могут составить до 1 триллиона рублей. Эти данные он привёл с учётом снижения примерно на 3% среднего веса упаковки продуктов. Также Койтов считает, что производители, если уж меняют объём или вес, должны сообщать об этом производителям напрямую. Но стоит отметить, что в этом случае они должны будут сделать такие изменения постоянными, иначе может возникнуть путаница.
Для решения проблемы в своём письме союз предложил обязать магазины указывать стоимость продукции за стандартный вес. Также в организации просят установить чёткие требования к общему указанию стоимости на ценниках – одинаковые размер, цвет и шрифт. «Известия» напоминают, что до этого с предложением об общей для всех продуктов единице измерения выступал глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов. Он обратился с такой инициативой к министру промышленности и торговли Антону Алиханову и руководителю Роспотребнадзора Анне Поповой. В 2023 году был подготовлен и внесён нижнюю палату парламента соответствующий законопроект. Однако он не был принят из-за ожидаемых властями дополнительных расходов на замену ценников.
Председатель Президиума ассоциации компании розничных торговли (АКОРТ) Станислав Богданов не видит проблемы в изменении веса продуктов. По его мнению, это дополнительные меры для оптимизации издержек, удержания доступной цены, а также поддержки спроса. Также он считает, что действующее законодательство уже в достаточной степени определяет порядок информирования покупателя о характеристиках товара, в том числе его вес и объём, а торговые сети «в полной мере обеспечивают потребителю возможность корректной покупки». Как сохраняется спрос на продукцию при отличии веса при той же стоимости, он не уточнил. По мнению Богданова, предложенная СПРФ мера к наличию избыточной информации на ценниках, а также создаст дополнительную нагрузку на торговые сети, что только приведёт к повышению цен на продукты. В то же время, независимый консультант поставщиков торговых сетей Михаил Лачугин назвал такую меру не только разумной, но и давно назревшей. Мнение об информативной нагрузке ценников он раскритиковал, напомнив, например, что на некоторых из них предоставляются данные о выгодных ценах или акциях. Научный руководитель центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что единый подход к отображению цен позволит упростить их сравнение для разных видов одной и той же продукции. Однако он заявил, что россияне давно умеют ориентироваться в ценах даже при их разном оформлении.
Кстати
На прошлой неделе глава АКОРТ Станислав Богданов уже называл несколько причин роста шринкфляции в России в текущем году. Как писало ТАСС, он объяснил это увеличением сберегательной активности на фоне высоких процентных ставок по вклада,м а также изменением потребительских привычек. Также он отмечал, что подобное явление может наблюдаться во всех категориях продуктов питания. Как писала Газета.Ru, это отчасти подтвердил и старший преподаватель института международных экономических связей Илья Мосягин. Примерами он назвал банки из-под напитков в 450 или 850-950 мл. вместо стандартных поллитровых или литровых, снижение на 10-20% веса на растительное масло, макаронные и кондитерские изделия, чай, кофе и т.д. Также экономист не исключил, что шринкфляция продолжится и в 2026 году при сохранении высоких расходов производителей на логистику, сырьё и энергоресурсы. При этом он добавил, что регуляторы предпринимают контрмеры, но детали не уточнил.