Юрист: Компенсация до 10 млн руб. грозит за продажу «фейковых» вещей с 2026 года

Продажа контрафактных товаров на маркетплейсах с 2026 года будет караться взысканием убытков или компенсацией правообладателю до 10 млн руб. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщил доцент кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени Кутафина Дмитрий Носов.

«Брендовые вещи можно продавать на маркетплейсах и других платформах. При этом под брендовыми вещами необходимо понимать вещи, на которые производителем товара нанесены зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки. Закон не устанавливает ограничений по стоимости продаваемых брендовых вещей. Однако по общему правилу, установленному ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации, только правообладатель вправе использовать товарный знак любым способом. Кроме того, с 4 января 2026 года, в связи с вступлением в силу федерального закона от 7 июля 2025 года №214-ФЗ, правообладатель товарного знака получит право требовать компенсацию вместо возмещения убытков. Ее размер может составлять от 10 тыс. до 10 млн руб., либо двукратную стоимость контрафактных товаров, либо двукратную стоимость правомерного использования товарного знака при сравнимых обстоятельствах», – сказал Носов.

Юрист пояснил, что для законной торговли брендовыми товарами продавец должен обладать соответствующими правами.

«Это возможно либо на основании лицензионного договора, договора коммерческой концессии или дистрибьюторского соглашения с правообладателем, либо при перепродаже товара, уже законно введенного в гражданский оборот на территории Российской Федерации. В последнем случае применяется правило об исчерпании исключительных прав на товарный знак, что позволяет осуществлять последующую реализацию без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (ст. 1487 ГК РФ). Дополнительно закон разрешает реализацию товаров, ввезенных в рамках параллельного импорта, – такая возможность появилась в России после изменений законодательства в 2022 году», – уточнил Дмитрий Носов.

Эксперт также предупредил о серьезных последствиях нарушений.

«Продажа брендовых товаров без соблюдения указанных требований может привести к изъятию товара из оборота, возмещению убытков или выплате компенсации правообладателю», – заключил Носов.