«Охлажденные симки» не спасут от ударов по НПЗ, зато порадуют аэропортовских «бомбил»

Операторы связи огорошили россиян, введя 24-часовой период «охлаждения» для сим-карт тех, кто приезжает из-за рубежа. Цель – защита нашей инфраструктуры аэропортов от прилетов БПЛА.

«Охлажденные симки» не спасут от ударов по НПЗ, зато порадуют аэропортовских «бомбил»
© Свободная пресса

При попадании сим-карты на территорию России мобильный интернет и СМС для ее владельца будут заблокированы на сутки. Чтобы снять ограничения, необходимо будет пройти верификацию. Механизм в тестовом режиме уже начал действовать 10 ноября.

Пользователей, прибывающих из-за рубежа, будут информировать смс-сообщениями о блокировке. В них же будет информация о том, как снять ограничения.

«Сделать это можно в любой момент, авторизовавшись с помощью капчи по ссылке, которую пришлет оператор. После этого доступ к интернету и СМС будет восстановлен», – сообщили «СП» в колл-центре Минцифры. Пройти идентификацию также можно будет по телефону: для этого необходимо будет позвонить в колл-центр.

Полагаю, что после прилета рейса, когда сотни людей одновременно будут проходить эту самую идентификацию или звонить в колл-центр, там могут возникнуть проблемы.

Опять же вопрос с жителями приграничных областей. Не получится ли так, что их жители постоянно будут "убывать" из России и "прибывать"? Нельзя ли выключить сим-карты выборочно?

Тем временем, в приграничных областях мобильный интернет и так время от времени блокируют. И не только в приграничных. Так, утром 10 ноября в Ульяновске был объявлен режим «беспилотной опасности». Мобильный интернет был отключен. Впрочем, горожан этим уже не удивить – ограничения действуют постоянно. Так, все минувшие выходные большинство сервисов и мобильных приложений были недоступны.

Как объяснили в ОГКУ «Правительство для граждан», мобильный интернет полностью отключается вблизи стратегических объектов для обеспечения безопасности людей и инфраструктуры.

И как быть, если такие отключения будут регулярными? Как сообщил министр имущественных отношений, градостроительной деятельности и цифрового развития Ульяновской области Олег Ягфаров, проводной интернет работает без ограничений. «Ведется работа с управляющими компаниями, чтобы проводить интернет в домах могли даже в выходные дни», – заверил чиновник.

Кроме того, планируется расширить так называемый «белый список» сайтов, доступ к которым сохраняется даже в период действия ограничений. На сегодня это сервисы «ВКонтакте», «Oдноклассники», Mail.ru и национальный мессенджер Max, «Госуслуг», «Яндекса», Avito, «Дзен», Rutube, официальный сайт платежной системы «Мир», сайты Правительства и Администрации Президента России, федеральной платформы дистанционного электронного голосования. Также в ближайшее время планируется открыть доступ к маркетплейсам и региональным службам такси.

Тем временем, вопрос с блокировкой сим-карт при въезде на территорию России остается открытым. Насколько полезна эта мера и насколько она защити от БПЛА?

С такими вопросами «СП» обратилась к десятку экспертов в области интернет-связи, включая таких мэтров, как главный разработчик сайта Kremlin.ru, эксперт Комиссии по развитию информационного общества в Совет Федерации, консультант Администрации Президента России Артем Геллер и ведущий аналитика РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций), главный редактор журнала "Интернет в цифрах" Карен Казарян. Но никто из интернет-экспертов не смог найти ответ на вопрос, насколько окажется полезным «охлаждение симок».

Вопросы остаются и у экспертов по безопасности. Так, генерал-майор спецслужб Александр Михайлов считает, что идея – обезопасить нашу инфраструктуру от БПЛА – хорошая, но реализация ее требует доработки.

– Теоретически, если через 2 часа после прилета сим-карта не заработала, можно предположить, что ее отдали для управления беспилотником. Ведь симку могут ставить в телефон, далее ее будет вести GPS-навигация, и отследить ее маршрут не всегда возможно. Ведь маршрут беспилотников строят исходя из GPS-навигации.

Пройти идентификацию после прилета в Россия – процедура несложная. Но как это технически будет реализовано в условиях нестабильного интернета – вопрос. И нет ли риска, что граждане массово останутся без возможности вызвать такси? Это тоже вопрос. Приоритет очевидно будет у «бомбил», которые в холле аэропорта предлагают свои услуги по завышенным ценам.

«СП»: К тому же БПЛА нередко запускают с нашей территории…

– Да, и доказательство тому – фуры, которые подъезжают к нашим стратегическим объектам и из которых вылетают БПЛА. Вспомним случай с ударами по нашим стратегическим бомбардировщикам 1 июня этого года. Так что надо ужесточить работу МВД и ФСБ, а не ограничиваться блокировкой симок при въезде, – считает Александр Михайлов.

Другие эксперты считают, что с учетом современных технических возможностей блокировка сим-карт может быть обойдена. Такую точку зрения высказал в беседе с «СП» президент Международной Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров.

– Конечно, эта мера не отрежет все пути атак БПЛА на наши НПЗ и критически важную инфраструктуру. Когда возникает какой-то барьер, его пытаются обойти. Но пока, видимо, иных выходов нет, потому что наша ПВО с задачами не справляется. Во многих случаях дроны просто «заезжают» в Россию, а не прилетают, так что аэропорты – это лишь часть проблем.

«СП»: Если одномоментно прилетели в Шереметьево 150 симок, операторы, вероятно, могут догадаться, что это не 150 беспилотников. И второе – локация каждой «симки», особенно на границе зоны действия сети, определяется весьма условно. Как быть в таких условиях?

– Разумеется, это проблема. Как оператор мобильной связи сможет определить, какая именно симка работает с БПЛА? Вопрос не ясный. И зачем вырубать всех, если можно определить это точечно, на это есть спецслужбы. К тому же есть случаи, когда дроны запускают, например, из стран Балтии, с Украины. Их уж точно никакая блокировка симок не возьмет.

Вместе с тем, специалисты по БПЛА считают эту меру нужной и правильной.

Вот, что заявил «СП» генеральный директор Ассоциации беспилотных авиасистем Глеб Бабинцев.

– Бытует мнение, что большинство атак дронов на российскую инфраструктуру идет с территории России. Не согласен, все тяжелые беспилотные воздушные суда стартуют с территории Украины и долетают до нас. Исключение – FPV, которые вылетали из подготовленных фур.

Интернет на таких угрожающих БПЛА используется для визуального сопровождения и донаведения на цель, в этом плане мера "охлаждения" должна помочь. Однако развиваются системы технического зрения, дроны становятся умнее и смогут находить цель без визуальной помощи.

промо изображение